1. Налоговый контроль как направление финансового контроля.
2.Формы и виды налогового контроля, законодательного ограничения
налогового контроля.
3.Процессуальный порядок проведения налоговых проверок.
4. Порядок составления протоколов и актов налоговых проверок.
5. Контроль налоговых органов за наличным денежным обращением и
расчетами.
1. Налоговый контроль является составной частью финансового и одним
из видов государственного контроля. Налоговый контроль представляет собой
специальный способ обеспечения законности и осуществляется на всех стадиях
финансово-хозяйственной деятельности фискально обязанных лиц. Специфика
налогового контроля зависит от сферы деятельности налогоплательщика, видов
налогов, правового статуса налогоплательщика.
Объектами налогового контроля
являются движения денежных средств в процессе их аккумулирования.
Предметом налогового контроля
выступают денежные операции, сметы предприятий, налоговые декларации,
использование налоговых льгот бухгалтерская документация.
Состав субъектов
налогового контроля определяется ст. 82 НК РФ и прежде всего к ним относятся
налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы.
Контролируемыми
субъектами являются налогоплательщики, налоговые органы.
Цель налогового контроля
может быть определена как обеспечение законности и эффективности
налогообложения. Основная цель налогового контроля реализуется путем решения
следующих задач:
- обеспечение экономической безопасности государства;
- обеспечение надлежащего контроля за формированием доходов и
рациональным их использованием;
- улучшение взаимодействия и координации деятельностью контрольных
органов в РФ;
- проверки выполнения финансовых обязательств организацией и
предприятий перед государством;
- проверка целевого использования налоговых льгот;
-пересечение и профилактика правонарушений в налоговой сфере.
Эффективность налогового контроля зависит от качества организации бухгалтерского
и налогового учета.
2. Форма налогового контроля - это способ конкретного выражения и
организации контрольных действий. Под формой можно понимать:
- проверку;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых органов;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения
прибыли.
Налоговый контроль
классифицируют по различным основаниям:
1) по времени проведения:
- предварительный, т.е. проводится до отчетного периода по
конкретно взятому налогу;
- текущий, проводится во время отчетного налогового
периода, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщика;
- последующий - проводится после завершения отчетного периода
путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.
1) в зависимости от субъектов выделяют контроль:
- контроль налоговых органов;
- контроль таможенных органов;
- контроль органов государственных внебюджетных фондов.
2) по объекту выделяются комплексный и тематический
- комплексный контроль охватывает все налоги
- тематический ограничивается проверкой отдельных видов налогов
(например, проверка по уплате страховых взносов).
3) по характеру контрольных мероприятий:
- плановый контроль, т.е. подчинять планированию;
- внеплановый контроль - внезапно возникшая необходимость.
4) исходя из метода проверки
документов контроль делят
- сплошной, т.е. охватывает проверку всех документов;
- выборочный, т.е. выбор части документов за определенный
период.
5) по месту проведения: камеральный и выездной
контроль. Согласно ст. 88, 89 НК РФ - камеральными
именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, выездные - с выездом на место получения дохода.
6) по периодичности проведения:
- первоначальный - т.е., впервые в течение календарного года;
- повторный, проверка повторяется (реорганизация, ликвидация)
Выделяют также встречный
налоговый контроль.
Он имеет место, когда при проведении проверок налоговые органы
получают информацию и документы о деятельности налогоплательщика от лиц,
осуществляющих с ним деятельность.
Налоговой проверкой в соответствии со ст. 87 Кодекса могут быть
охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика,
непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Лицо не может быть
привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со
дня его совершения истекли три года (ст. 113 НК РФ).
3. Налоговые органы
проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа
уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их
служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя
налогового органа в течении трех месяцев со дня предоставления
налогоплательщиком налоговой декларации и документов. Если проверкой выявлены
ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащихся
в документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести исправления
в установленный срок. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам
календарной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате суммы
налога и пени.
Выездная проверка проводится на основании
решения руководителя налогового органа. Проверка может проводится в отношении
одного плательщика по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе
проводить в течении года две выездные проверки по одним и тем же налогам.
Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев (в исключительных
случаях до 3 месяцев). Если у организации есть филиалы и представительства,
срок проведения увеличивается на 1 месяц для каждого филиала.
Выездная налоговая
проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации
может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
При необходимости
налоговые органы могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а
также проводить осмотр производственных помещений, используемых для извлечения
дохода.
При наличии оснований
полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут
быть уничтожены, производится выемка этих документов.
В акте о
выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен
перечень документов.
Документы должны быть
пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью налогоплательщика.
По окончании выездной
налоговой проверки, проверяющий составляет справку о проведенной проверки.
Процессуальные правила и
условия проведения налоговых проверок закреплены в ст. 87, 88, 89 НК РФ.
4. При проведении действий по осуществлению налогового контроля
составляются протоколы.
В протоколе указываются:
1) наименование действия;
2) место и дата производства конкретного действия;
3) время начала и окончания действия;
4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
5) должность, фамилия, имя, отчество каждого лица, участвующего в
действии или присутствовавшего при его проведении;
6) содержание действия, его последовательность;
7) выявление для дела факты и обстоятельства (ст. 99 НК РФ).
По результатам проверки
не позднее 2-х месяцев после составления справки и на основании ее данных
уполномоченные должностные лица проверки составляют по установленной форме акт налоговой проверки.
Форма и требования к
составлению акта устанавливаются Федеральной налоговой службой.
В акте налоговой проверки
указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если
они имели место, а также выводы и предложения проверяющих по устранению
выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса, предусматривающие
ответственность.
Акт должен быть подписан
сторонами. При отказе налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в
акте делается отметка об этом отказе. Акт налоговой проверки вручается
руководителю организации под расписку или пересылается по почте заказным
письмом.
Если налогоплательщик не
согласен с положениями акта налоговой проверки, он должен в двухнедельный срок
со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение. В этом
объяснении он может разъяснить мотив отказа подписать акт, дать возражения по
акту в целом или по отдельным его частям, приложив необходимые документы.
Материалы проверки
рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. О времени
и месте рассмотрения материалов проверки налогоплательщик осведомляется
заблаговременно, при его неявки производство по делу не приостанавливается. На
основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности ему
направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копии решения и
требования вручаются налогоплательщику под расписку.
5. Налоговый контроль за наличным денежным обращением осуществляется
в случае приобретения им в собственность определенного имущества. Целью
контроля является выявление наличия соответствия крупных расходов доходам.
Объектом контроля может быть приобретение:
- недвижимости;
- механических транспортных средств;
- акций открытых акционерных обществ;
- культурных ценностей;
- золото в слитках.
Объектом контроля в данном случае
выступает переход права собственности названных объектов. Налоговое
законодательство не определяет нижнего предела цены приобретаемого имущества,
поэтому основным критерием для назначения проверки будет
несоответствие доходов расходам. Основным методом осуществления налогового
контроля является получения уполномоченными органами сведений от организаций,
регистрирующих смену права собственности.
Налоговый орган по этим
сведениям сопоставляет сумму сделки доходам. В случае несоответствия, налоговый
орган обязан составить акт о выявленном несоответствии.
Акт является основанием
для направления требования о даче пояснений об источниках и размерах средств.
Полученное требование
возлагает обязанность на налогоплательщика в течении 60 дней представить в
налоговый орган декларацию, в которой должны быть указаны все источники дохода.
К декларации прилагаются копии документов, подтверждающие достоверность
доходов.
Последствием
несоответствия является начисление налога на выявленную задолженность, а также
пени за неуплату налога. При наличии достаточных оснований налогоплательщик
может быть привлечен к налоговой ответственности (ст. 119, 120, 122 НК РФ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий