среда, 5 ноября 2014 г.

Лекция № 5 Тема: Налоговые льготы и зоны льготного налогообложения.



1.  Основания предоставления налоговых льгот, их виды.
2.  Изменение срока уплаты налогов и сборов.
3. Основания предоставления инвестиционного налогового кредитов.
4. Общая характеристика оффшорных юрисдикций.

1.  Стимулирующая (перераспределительная) функция налогов проявляется через налоговые льготы, которые позволяют создать благоприятный режим для отдельных категорий физических лиц и организаций.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Налоговая льгота является дополнительным правом и налогоплательщик самостоятельно решает, следует ли ему воспользоваться налоговой льготой или нет. Он может отказаться от неё либо приостановить её использование на один или несколько налоговых периодов. В случае принятия положительного решения, налогоплательщик должен еще обосновать своё право на налоговую льготу, т.е. доказать наличие у него соответствующих оснований её применения. Нормы налогового законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК РФ).
В зависимости от того, изменение каких элементов налогов предполагает та или иная налоговая льгота, и с учетом характера этих изменений, выделяются следующие виды налоговых льгот:
1) изъятие;
2) скидка;
3) понижение ставки налога;
4) изменение срока уплаты налога;
5) реструктуризация задолженности по налогам и сборам, пени и штрафам;
6) освобождение от уплаты налога.
Изъятие - это налоговая льгота, дающая право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы отдельные объекты налогообложения или их части.
Скидка - представляет налогоплательщику право уменьшения налогооблагаемой базы на сумму определенных вычетов.
Понижение ставки налога означает возможность уплачивать налог по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке.
Изменение срока уплаты налога позволяет уплачивать налоги в более поздние сроки.
Реструктуризация задолженности по налогам предоставляет возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пени, штрафов.
Освобождение от уплаты налога предусматривает полный или частичный отказ налогооблагающего субъекта от налоговых притязаний в отношении отдельных категорий налогоплательщиков в течении определенного срока (налоговые каникулы) или бессрочно (налоговый иммунитет).
По основаниям налоговые льготы подразделяются на предоставляемые:
-  в силу законодательства о налогах и сборах;
-  по решению уполномоченного органа.
Для получения налоговых льгот в силу законодательства достаточно иметь основания, предусмотренные законодательством, а для получения налоговых льгот по решению уполномоченного органа требуется еще соответствующее решение уполномоченного органа.
Примером изъятия из налогооблагаемой базы части объекта налогообложения, может служить право исключения из дохода суммы, определенной законодательством (подоходный налог - 1000 кратный размер месячной оплаты груда). Примером изъятия из базы всего объекта может служить налог на прибыль в части производства детского питания, или необлагаемый минимум - та часть объекта, которая не облагается налогом.
Скидка бывает двух видов: лимитированная и нелимитированная (части деятельности на благотворительные цели (5%), финансирование капитальных вложений, погашений кредитов в банке).
2. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос уполномоченным органом установленного срока уплаты налога на более поздний срок.
Формами изменения срока уплаты налога являются
- отсрочка,
- рассрочка,
- инвестиционный налоговый кредит.
Обстоятельствами исключающими изменения срока уплаты налогов признаются:
- возбуждение в отношении налогоплательщика уголовного дела по признакам налогового преступления;
- проведение в отношении налогоплательщика производства по делу о налоговом правонарушении, содержащего признаки административного правонарушения. Эти же обстоятельства являются основаниями для отмены ранее предоставленного изменения срока уплаты налогов.
Отсрочка и рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований на срок до 1 года соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (ст. 64 РЖ РФ). К числу оснований для изменений срока уплаты налога относятся:
1)угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
2) неспособность налогоплательщика осуществить единовременную уплату налога из-за сложного имущественного положения;
3)причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия;
4) задержка налогоплательщику финансирования из бюджета;
5) сезонный характер производства и реализации товаров, работ (заготовка и т.д.);
6) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
По общему правилу, на сумму задолженности начисляются проценты, действовавшие ставки рефинансирования за период отсрочки или рассрочки.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимается уполномоченным органом в течении 1 месяца со дня получения заявления. Решение должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка, срок и порядок уплаты.
Решение об отказе должно быть мотивированным и предоставлено уполномоченным органом в трехдневный срок налогоплательщику и в налоговый орган по месту учета.
3. Налоговый инвестиционный кредит оформляется договором между налогоплательщиком и уполномоченным органом, который должен быть заключен в течении 7 дней после принятия решения.
Действие договора о инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течении срока от 1 до 5 лет и в определенных пределах уменьшать свои платежи с поэтапной уплатой суммы кредита. В некоторых случаях инвестиционный кредит может быть предоставлен на срок от 1 года до 10 лет.
Такой кредит может быть предоставлен лишь по налогу на прибыль организации, и также по региональным и местным налогам (ст. 67 НК РФ).
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен при наличии следующих оснований:
1) проведение НИОКР, в том числе на собственное производство, направленное на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды;
2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности, создание новых видов сырья;
3) выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона;
Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором. За пользование инвестиционным кредитом взимаются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ.
4) выполнением организацией оборонного заказа;
5) инвестиции в создание объектов с наивысшим классом энергетической эффективности, в т.ч. многоквартирных домов;
6) включение организации в реестр резидентов зон территориального развития.
4. Отдельные налогооблагающие субъекты не могут обеспечить поступление в свой бюджет достаточных средств за счет обычного взимания налогов из-за их низкого налогового потенциала. В этом случае государство или муниципальное образование прибегают к установлению режима льготного налогообложения по всей территории или ее части. Часто это сопровождается установлением запретов на раскрытие и предоставление информации о проводимых финансовых операциях.
Такие территории именуются зонами льготного налогообложения, налоговыми юрисдикциями или оффшорами.
В мире насчитывается более 60 подобных зон (Гонконг, Кипр, Лихтенштейн).
Выделяются шесть основных типов налоговых юрисдикций, в зависимости от следующих признаков:
- доходы не облагаются налогами вообще;
- от налогообложения освобождаются определенные виды деятельности и предприятий;
- налогообложение осуществляется на основе пониженных ставок налогов;
- льготное налогообложение распространяется только на компании определенной организационно-правовой формы (холдинги);
- льготное налогообложение предусмотрено только для организаций- нерезидентов;
- не облагаются налогами доходы, полученные резидентами за пределами данного государства или территории.
Применительно к России все юридические лица-нерезиденты, зарегистрированные в государстве или на ее территории, имеющие статус оффшора, в пределах которого действуют налоговые, таможенные, инвестиционные и др. льготы, уполномоченные на осуществление операций только с нерезидентами страны, признаются оффшорными компаниями. В мире насчитывается около 3 млн. оффшорных компаний (в РФ — 50 тыс.). На территории России также существуют зоны (регионы) льготного налогообложения. Под ними понимаются территории, имеющие более низкий уровень налогообложения по сравнению с общеустановленным. Это зона «Калмыкия», которая не использует природные ресурсы своей территории. Вместо налогов предусмотрена уплата ежегодного регистрационного сбора 500 МРОТ. По этому же принципу налогооблагается эколого-экономический регион «Алтай», республика Тува.
В России действуют центры международного бизнеса, в них работают компании международного бизнеса. Они предусматривают формирование уставного капитала и расчетов из внешних источников в валюте. Операции этих компаний не облагаются налогами, они уплачивают разовый годовой сбор, который устанавливается законодательной властью субъекта по согласованию с Правительством РФ.
Им предусмотрены следующие преимущества:
- ускоренный и упрощенный порядок регистрации;
- освобождение от валютного контроля их операций;
- право открытия и ведения банковских счетов в банках-агентах, в уполномоченных российских и зарубежных банках;
- освобождение от таможенных пошлин и сборов товаров;
- сохранение анонимности владельцев компаний международного бизнеса;
- сохранение коммерческой тайны, за исключением случаев нарушения законодательства.
Такой льготный режим гарантируется в течении 20 лет.
Может прекратить свою деятельность по решению собрания акционеров и по решению суда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий