воскресенье, 14 сентября 2014 г.

Лекция 1. Понятие налогового права



1.  Специфика предмета и метода налогового права.
2.  Основные начала и состав законодательства о налогах и сборах.
3.  Особенности принятия и введения в действие законов и подзаконных актов о налогах и сборах во времени.
4.  Основные принципы налогового права.
Налоговое право является одной из подотраслей финансового права.
1. Налоговое право - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу установления и взимания налогов и сборов в бюджетную систему и иные внебюджетные целевые фонды с организаций и физических лиц, а также государственный контроль за уплатой налогов.
Государство в системе общественных отношений преследует цель аккумулирование доходов общества в бюджетную систему с дальнейшим распределением и перераспределением финансовых средств. Распределение и использование бюджетных средств выходит за рамки налоговых отношений. Государство занимает главенствующие положения, отслеживает все факты нарушения налогового законодательства.
Специфика налогового права заключается в многоступенчатости отношений; - между государством и налоговыми органами; - налоговыми органами и налогоплательщиками; - государством, налоговыми органами и финансово-кредитными учреждениями, налогоплательщиками.
Метод налогового права - это совокупность и сочетание приемов и способов воздействия права на общественные отношения в сфере налогообложения. Статья 2 НК РФ гласит, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению взиманию налогов в РФ. В основе метода лежит метод предписаний властно-имущественного характера, не допускающий выбора норм. Но применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключают использование рекомендаций, согласований и права выбора поведение подчиненного субъекта (например, налоговое планирование).
В п.6 ст. 3 НК РФ закреплено, что акты законодательства о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в какой сумме он должен платить.
В условиях рыночных отношений в правовом государстве нельзя использовать только властные методы. Властность в этих отношениях проявляется в праве изъятия, в том числе путем применения принудительных мер, части имущества граждан и организаций для нужд государства.
Предмет правового регулирования налогового права - это материальные и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Каждый налог имеет самостоятельный предмет налогообложения. Это и доходы, и прибыли, имущество, ценные бумаги и т.д.
Итак, предметом регулирования налогового права является комплекс отношений, стержнем которых является комплекс отношений между плательщиками налогов и сбором, с одной стороны, и государством и муниципальными образованиями, с другой стороны, по поводу взимания налогов и сборов.
2. Построение правовой и налоговой системы в РФ основано на руководящих базовых положениях, закрепленных в законах или подзаконных нормативных актов, и в первую очередь в Конституции РФ и Налоговом Кодексе. К приоритетным базовым положениям следует отнести обязательность, безвозмездность и безвозвратность взимания налогов и сборов в госбюджет.
Обязательность - правовая обязанность налогоплательщика по отношению к государству. Эти отношения не зависят от воли участвующих сторон (ст. 87, 71, 76, 105, и 106 Конституции РФ).
Безвозмездность означает, что государство не влечет за собой обязательства дать, сделать, предоставить что-либо взамен.
Безвозвратность - означает, что переход права собственности на сумму налогов является абсолютным и не порождает у государства обязательств по возврату этой суммы.
Налоговый Кодекс открывается статьей о нормативных актах, регулирующих налогообложение. Кодифицированные законы начинаются со статьи, указывающей на отношение, или регулирование, а потом определяется состав и структура законодательства. Структура налогового законодательства обусловлена федеративным устройством РФ и складывается из трех составляющих: федеральное налоговое законодательство, региональное налоговое законодательство и налоговые акты местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст. 1 НК РФ федеральное налоговое законодательство состоит из самого Налогового Кодекса и федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ. Оно включает в себя только законы, оставляя за пределами указы Президента РФ, постановления правительства РФ и ведомственные нормативные акты. Налоговое законодательство субъектов РФ охватывает не только налоговые законы, но и иные нормативные акты о налогах и сборах субъектов РФ. Однако нормативные акты субъектов РФ только тогда могут относиться к налоговому законодательству, когда они отвечают двум требованиям: 1) приняты законодательными органами субъектов РФ; 2) соответствуют налоговому кодексу РФ. Налоговые акты местного самоуправления могут издаваться исключительно в случаях, предусмотренных в п. 4 ст. 12 НК РФ в части определения прав и обязанностей, ответственности сборщиков местных налогов, п. 12 ст. 64 НК до РФ в части установления дополнительных оснований по льготам налогообложения и рассрочки уплаты местных налогов.
3. В соответствии со ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не раньше, чем по истечению одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января      года, следующего за годом их принятия (офиц. опубликование должно быть за месяц до этого). Акты президента РФ и правительства РФ должны быть опубликованы не позднее 10 дней после их подписания и вступают в силу по истечению 7 дней после этого. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечению 10 дней с момента опубликования, а те из них, которые затрагивают права и интересы граждан, проходят предварительную регистрацию в Минюсте РФ.
Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени также подчинено особым правилам. В зависимости от того, какие изменения несут в себе нормы, они однозначно имеют или не имеют обратную силу. Повышение налоговых ставок, размеров сборов, отягчение ответственности за нарушение законодательства, новые обязанности плательщиков обратной силы не имеют. Акты законодательства, защищающие интересы налогоплательщиков могут иметь обратную силу, но обязательно должны прямо это предусматривать.
Сроки, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой или истечением периодов времени, которые исчисляются годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяцы и число последнего года срока. При этом годом признается любой период времени, состоящий из двенадцати месяцев, следующих подряд.
Квартал соответственно равен трем месяцам, последний день квартала попадает на последний день месяца, отчет кварталов ведется с начала года. Срок, исчисляемый месяцами истекает в последнее число месяца (месяц-календарный). Согласно НК РФ (ст. 6) с 1 января 2007 года действует такой налоговый срок как неделя.
С 1 января срок по НК РФ исчисляется только годами, кварталами, месяцами и днями. В соответствии с законом о налоговом администрировании, если в НК РФ срок устанавливается в днях, то речь идет именно о рабочих днях, если в самом кодексе не оговорено иное (календарных).
4. Правовая система России выработала модель «общих принципов», для которой характерно указание на единые для Федерации принципы правового регулирования по реализации полномочий федерации и ее субъектов в области налогообложения. Основные разделы налогового кодекса должны устанавливать общие принципы налогообложения сборов в РФ, обеспечить соответствие актов налогового законодательства Конституции РФ и Федеральным налоговым законам. Принципы налогового права можно разделить на две группы: 1) принципы, определяющие основы налоговой политики, и налоговых отношений между Федерацией и ее субъектами; 2) принципы, определяющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений. К первой группе относятся: 1. принципы реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в России (ст. 72 Конституции РФ); 2. принципы обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории федерации (свободное перемещение в экономическом пространстве). В частности, двойной уровень в построении налогового законодательства; 3. принципы равенства прав субъектов Федерации в принятии собственного налогового законодательства (п. 1,2,4 ст.5 Конституции РФ); 4. принципы конституционности актов налогового законодательства (конституция РФ предусматривает, что акты, в том числе и налоговые, признанные неконституционными, утрачивают свою силу); 5. принципы результативности (гибкости) налоговых платежей как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики. Конституцией РФ ст. 15 подтверждает действие на территории России общепринятых норм международного регулирования торгового оборота; 6. принципы обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня (ст. 114 Конституции РФ); 7. принципы самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами (ст. 132 Конституция РФ) - формирование утверждение и исполнение местного бюджета.
Ко второй группе принципов налогового права относятся:
1. принципы равенства налогоплательщиков перед государством и законом (ст. 19 Конституции РФ); 2. принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков и ответственности за нарушение налогового законодательства (ст. 5 7 Конституции РФ); 3. принципы защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц, обязательность возврата неправильно взысканных налогов; 4. принципы предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налоговым бременем; 5. принципы публичности и гласности информации в налоговых отношениях (ст. 29 Конституции РФ); 6. принципы социальной ориентированности налоговой политики (создание дост. жизни развитию общества); 7. принципы обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях, защиты интересов участников в суде.

Комментариев нет:

Отправить комментарий