воскресенье, 14 сентября 2014 г.

Лекция 2. Понятие и содержание налогов и других обязательных платежей.



1.   Налоги как источники формирования государственных доходов, функциональное назначение налогов.
2.   Элементы состава налога, его юридические признаки.
3.   Классификация налогов и сборов.
4.   Отличие налогов от иных обязательных платежей.

1. В ст. 8 НК РФ налог определяется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Основными признаками налогов является
-      обязательность
-      безвозвратность и индивидуальная безвозмездность
-      денежный характер (отчуждение денежных средств)
-      публичное предназначение
-      процедурный характер внимания
-      принудительность изъятия
-      абстрактность
-      законность установления
Источником налогов выступает новая стоимость, т.е. национальный доход, созданный в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами.
Налоги - это инструмент аккумулирования части новой стоимости, которая становится собственностью государства. В бюджете РФ основным источником доходов являются налоги.

Выделяется фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная функции налогов.
Фискальная функция - означает, что посредством налогов осуществляется формирование финансовых средств государства.
Распределительная или социальная функция - посредством налогов в бюджете государства концентрируются средства, направляемые на решение общественных проблем. В результате доходы перераспределяются между различными слоями населения, богатыми и малоимущими.
Регулирующая функция - государство осуществляет экономическое принуждение. Маневрируя налоговыми ставками, штрафами, вводя и отменяя налоги, изменяя условия налогообложения государство оказывает влияние на рост производства и его структуру. Это функция имеет поощрительный и стимулирующий характер.
Сюда относят налоговые льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций.
Контрольная функция - проверяется действенность налоговых механизмов, состав и налоговая способность плательщиков, уровень их исполнительности.
(Некоторые авторы предлагают накопительную функцию).

2. Ст. 17 НКРФ определяет, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения – объект налогообложения – налоговая база – налоговый период – налоговая ставка-порядок исчисления налога – порядок и сроки уплаты налога и в некоторых случаях - налоговые льготы.
Объектом налогообложения может выступать имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров. Объект налогообложения определяется как юридический факт, с которым связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Наличие у лица какого-либо объекта налогообложения означает возникновение налоговой обязанности.
Налоговая база - это стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения.
Налоговая база исчисляется налогоплательщиками самостоятельно на основе данных бухгалтерского учета.
Это прямой способ. Если налоговая база определяется на основе данных об аналогичных налогоплательщиков (в случае отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений). Это называется - косвенный способ. Условный способ используется на основе вторичных признаков условной суммы дохода. Например, единый вмененный налог. Паушальный способ предполагает исполнение вторичных признаков условий сумы налога. Налоговый период - календарный год или иной период времени, применяемый к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. Продолжительность налогового периода устанавливается законодательно. Налоговая ставка — величина налога на единицу обложения. Выделяются твердые ставки. Порядок исчисления налога представляет собой процессуальное действие. Сумма налога исчисляется на основе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В некоторых случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога возлагаете? на налоговый орган или агента.
Порядок и сроки уплаты налога устанавливают в соответствии с нормами НК РФ. Относительно налогов субъектов Федерации и местных налогов приоритету и региональных законов и органов местного самоуправления. В практике налоговой деятельности применяется три способа уплаты: 1) кадастровый; 2) у источника; 3) по декларации. Уплата производится разовой уплатой всей суммы налога в наличных и безналичных формах (ст. 58 НК РФ).
Метод налогообложения предполагает способ изменения ставки налога в зависимости от увеличения или уменьшения налоговой базы. Виды методов:
Равный метод - предполагает установление равной суммы налога для каждого налогоплательщика;
Пропорциональный метод - основывается на одинаковой ставке для каждого налогоплательщика;
Прогрессивное налогообложение предусматривает повышение ставки с увеличением налоговой базы.
Регрессивное- ставка понижается, а база увеличивается. Существует две системы исчисления налога:
-   кумулятивная предусматривает исчисление налога нарастающим итогом с начала года с учетом ранее внесенных платежей (налог на прибыль и т.д.).
-   некумулятивная означает, что исчисление налога основывается на обложении базы по частям (НДС).
Льготами признаются определенные преимущества представленные отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговым кодексом РФ установлен правовой режим представление налоговых льгот, согласно которому льготы могут быть в качестве:
а) возможности не уплачивать налог совсем;
б) возможности уплачивать налог в меньшем размере; Применяют следующие виды налоговых льгот: изъятие, скидки, налоговые кредиты.

3. Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям.
1.   В зависимости от плательщика: - налоги с организаций (НДС, налог на прибыль) независимо от наличия статуса юридического лица (филиалы, представительства) - налоги с физических лиц; - общие налоги.
2.   В зависимости от формы обложения:

-   прямые - налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ. Прямые налоги подразделяют на личные (от дохода) и реальные (от имущества).
-   косвенные - налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ. Они включаются в виде надбавки к цене товара. При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец, реальным
-   потребитель.
3.   По территориальному уровню:
-   федеральные налоги: - налоги субъектов Федерации;
-   местные налоги.
4.   В зависимости от канала поступления:
-   государственные налоги - налоги, зачисляемые в государственные бюджеты;
- региональные налоги - налоги, зачисляемые в региональные бюджеты;
- местные налоги - налоги, зачисляемые в муниципальные бюджеты;
- пропорциональные налоги - налоги, распределяемые между бюджетами разных уровней;
- внебюджетные налоги — налоги, поступающие во внебюджетные фонды.
5.   В зависимости от характера использования:
-      налоги общего значения, т.е. на общие цели;
-      целевые налоги (выделенные отдельной стороной).
6.   В зависимости от периодичности внимания:
-      разовые налоги (налог на наследование);
-      регулярные налоги (взимаемые систематически).
7.   По принадлежности к бюджету определенного уровня:
-   закрепленные налоги, т.е. систематически и полностью поступают в бюджет определенного уровня;
- регулирующие налоги - распределяются между бюджетами разных уровней.
8. В зависимости от субъекта, осуществляющего исчисление налога:
-      окладные налоги (налоговые органы);
-      неокладные налоги (налогоплательщика).
9. Квазиналоги - без одного элемента налога (безвозмездность).

4. Налоги необходимо отличать от сборов, пошлин или взносов. Юридическое содержание налогов и сборов различается в первую очередь по признаку возмездности. В отличие от налогов, сборы взимаются за оказание частному субъекту определенных услуг.
Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершение в интересах плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав.
Государственная пошлина - обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий, либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Сбор взимается за обладание специальным правом (сбор за право торговли). Пошлина взимается в качестве материальной компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (принятие дела к судебному рассмотрению).
К общим признакам налога и сбора относятся:
-      обязательность уплаты в соответствии бюджета
-      адресное поступление в фонды;
-   изъятие на основе законодательно закрепленной формы;
-      возможность принудительного способа изъятия;
-      контроль единой системы налоговых органов.
Налог и сбор разграничиваются:
1.   По значению. У налогов - образование бюджета и т.д.
2.   По цели. Цель налогов - удовлетворение публичных потребностей, сбор-определенные потребности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий