1. Земельный
налог
2. Налог на
имущество физических лиц
3.
Торговый сбор
1. Земельный налог
Земельный
налог является местным прямым
(поимущественным) налогом. Он урегулирован гл. 30 НК РФ, которая
действует с 1 января 2005 г. Ранее земельный налог уплачивался на основании
Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О
плате за землю" (в настоящее время утратил силу в соответствующей части).
Устанавливая
налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные
(представительные) органы государственной власти городов федерального значения
Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах,
установленных гл. 31 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций
представительные органы муниципальных образований (законодательные
(представительные) органы государственной власти городов федерального значения
Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также
порядок и сроки уплаты налога (п. 2 ст. 387 НК РФ).
Кроме
того, местные органы власти (органы власти городов федерального значения
Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в том числе вправе: установить
дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или)
разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ), а также
вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 393 НК РФ); предусмотреть
для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать
авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 9 ст. 396 НК РФ);
установить местные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая
установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий
налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).
Иные
элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и
не могут изменяться на местном (региональном) уровне (п. 4 ст. 12 НК РФ). Если
же уполномоченные органы власти не проявляют нормотворческой активности и не
регламентируют земельный налог на подведомственной территории, то налог тем не
менее считается установленным и подлежит уплате по федеральным ставкам (п. 3
ст. 394 НК РФ) в сроки, следующие из НК РФ (п. 1 ст. 397 НК РФ).
К
примеру, на территории Н. Новгорода действует Постановление городской Думы
города Н. Новгорода от 28 октября 2005 г. N
76
"О земельном налоге".
Налогоплательщиками
земельного
налога согласно п. 1 ст. 388 НК РФ в общем случае признаются организации и
физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом
налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения.
Следует
учитывать, что перечень "облагаемых" видов прав является закрытым и
не предусматривает всех возможных видов прав на земельный участок. В частности,
в п. 2 ст. 388 НК РФ специально указано, что не признаются налогоплательщиками
организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них
на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного
пользования, или переданных им по договору аренды.
Кроме
того, земельный налог - единственный из отечественных поимущественных налогов,
предполагающий обложение имущества, находящегося на праве пользования. Данное
обстоятельство, в частности, может быть объяснено определенной традицией: в
недавнем прошлом право частной собственности на землю было вообще невозможно
(ст. 105 ГК РСФСР 1964 г. - утратила силу), хотя не исключалось право
пользования земельным участком (ст. 3 ЗК РСФСР 1970 г. - утратил силу) и его
налогообложение (Указ Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. N 3819-Х "О местных налогах и
сборах" - тратил силу). Собственно говоря, и сейчас право постоянного
(бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения
установлены только в отношении земельных участков (п. 1 ст. 216 ГК РФ).
Как
это разъяснено в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших
у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного
налога" в общем случае плательщиком земельного налога является лицо,
которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного
(бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на
соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный
налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных
прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со
дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный
участок.
В
Постановлении Президиума ВАС РФ от 1 июня 2010 г. N
930/10
дополнительно отмечается, что плательщиком земельного налога может быть
признано лицо, чье право удостоверено свидетельством о регистрации в
соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а в случае, если
указанные права возникли до момента вступления в силу данного Закона, -
государственным актом, свидетельством или другими документами, удостоверяющими
права на землю, которые согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября
2001 г. N 137-Ф3 "О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации" имеют равную юридическую силу с
записями в ЕГРП.
Соответственно,
возникновение обязанности по уплате земельного налога не является следствием
фактического использования земельного участка. В Постановлении Президиума ВАС
РФ от 15 ноября 2011 г. N 8251/11 разъяснено, что фактическое пользование
земельным участком, не принадлежащим лицу на каком-либо праве, в силу
требований ст. 388 НК РФ, определяющей круг плательщиков земельного налога, а
также ст. 65 ЗК РФ, закрепляющей принцип платности землепользования, является
основанием для взыскания не земельного налога, а неосновательного обогащения по
требованию собственника земельного участка.
В
принципе, тот же подход имеет место и в транспортном налоге, и в налоге на
имущество физических лиц - налог на регистрируемое имущество уплачивает тот, на
кого оно зарегистрировано, а не тот, кто имуществом фактически пользуется. При
ином подходе (при обложении налогом фактического пользователя) у государства, в
частности, могут быть существенные проблемы с доказыванием факта и периода
пользования. В Определении КС РФ от 24 марта 2015 г. N
541-0
отмечается, что федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ
транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом
регистрации транспортного средства на налогоплательщика.
В
Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июля 2010 г. N
14547/09
рассмотрена ситуация, в которой покупатель недвижимости, имея право на
приобретение земельного участка, занятого зданием и необходимого для его
использования, в собственность или в аренду, не оформлял своих прав, освобождая
себя тем самым от платежей за пользование земельным участком и возложив бремя
расходов по его содержанию на лицо, владеющее земельным участком на праве
постоянного (бессрочного) пользования. Поскольку в силу закона к покупателю
здания перешло право пользования земельным участком, но в отсутствие
государственной регистрации права он не мог быть плательщиком земельного
налога, он обязан в соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ возместить владельцу
участка расходы по уплате земельного налога.
Другой
пример - в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 марта 2010 г. N 11401/09 рассмотрена ситуация, в которой
одно лицо продало другому лицу недвижимое имущество, расположенное на
муниципальном земельном участке, но продавец еще некоторое время юридически
числился землепользователем и уплачивал с участка земельный налог.
Муниципальное образование обратилось в суд с требованием к покупателю
недвижимости об уплате неосновательного обогащения в виде неполученной арендной
платы. Суд посчитал такое требование необоснованным, поскольку земельный налог
с участка за данный период уже был уплачен, пусть даже и другим лицом
(продавцом недвижимости). Иной подход впоследствии изложен в Постановлении
Президиума ВАС РФ от 4 октября 2011 г. N
5934/11:
фактическая уплата земельного налога некоторым лицом за налогоплательщика не
прекращает обязанности по уплате налога у самого налогоплательщика.
В
Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 г. N
12790/13
указанная позиция уточнена: в ситуации, рассмотренной в упомянутом
Постановлении от 23 марта 2010 г. N 11401/09, во
взыскании неосновательного обогащения с приобретателя земельного участка было
отказано в целях предотвращения неосновательного обогащения муниципального
образования, в бюджет которого и по зависящим от него же причинам произвел
уплату земельного налога за короткий период переоформления прав продавец
участка, являвшийся ранее плательщиком этого налога как зарегистрированный
правообладатель.
Участие
в сделках по отчуждению земельного участка публично-правового образования
усложняет ситуацию. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 10 ноября 2011 г. N 8472/11 рассмотрена ситуация, в рамках
которой ОАО арендовало земельный участок у публично-правового образования;
впоследствии заключило договор купли-продажи данного участка, но право
собственности на него не оформило. По мнению Суда, земельным законодательством
закреплен принцип платности использования земли; формами платы за использование
земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость)
и арендная плата. Покупатель (бывший арендатор) до государственной регистрации
перехода права собственности на землю не является плательщиком земельного
налога и поэтому обязан в соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ возместить продавцу
(арендодателю) расходы по уплате этого налога. Вместе с тем, поскольку
публично-правовое образование не уплачивает земельный налог, в случае, если оно
выступает продавцом (арендодателем) земельного участка, в силу подп. 7 п. 1 ст.
1 и ст. 65 ЗК РФ до государственной регистрации перехода права собственности на
землю обязательство по внесению арендной платы из ранее заключенного между
сторонами договора аренды сохраняется. Таким образом, обязательство общества по
внесению арендной платы, возникшее из ранее заключенного между сторонами
договора аренды, сохраняется до государственной регистрации перехода права
собственности на земельный участок. Данная правовая позиция впоследствии была
воспроизведена в п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики
применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре
аренды" и в Определении КС РФ от 5 марта 2013 г. N
436-0.
Достаточно
подробное интегральное разъяснение содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ
от 17 декабря 2013 г. N 12790/13. По
мнению Суда, установленные законодательством правила внесения платы за
пользование землей исключают возможность землепользователя по собственному
усмотрению определять, что именно он будет уплачивать (земельный налог,
арендную плату или неосновательное обогащение), и самостоятельно выбирать
управомоченное на получение этой платы лицо и ее размер. Земельный налог
подлежит зачислению в бюджет соответствующего поселения, а не муниципального
района, контроль за его уплатой осуществляют налоговые органы, которые обладают
полномочиями по принудительному взысканию неуплаченного налога обладателями
зарегистрированных, ранее возникших и перешедших в порядке универсального
правопреемства вещных прав на землю (ст. ст.
10,
61 БК РФ, ст. ст. 30, 31 НК РФ). Арендная плата за земельные участки
уплачивается в бюджет того публичного образования, от имени которого
компетентным органом заключен договор аренды. Соответственно, неуплаченная
арендная плата взыскивается с неисправных арендаторов арендодателями как
представителями собственника. Такая арендная плата представляет собой доход от
использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности, относится к неналоговым доходам бюджетов, причем каждое муниципальное
образование, в том числе муниципальный район и городское поселение, имеет свой
бюджет (ст. ст. 15, 20, 41 БК РФ). Неосновательное обогащение за пользование
без надлежащего оформления прав земельными участками, находящимися в
государственной или муниципальной собственности, взыскивается в судебном
порядке по искам органов, уполномоченных от имени собственника распоряжаться
соответствующими землями на основании земельного законодательства. Поэтому
суммы присужденного неосновательного обогащения направляются в бюджет того
публичного образования, которое уполномочено на распоряжение землей.
Объект
налогообложения
в силу п. 1 ст. 389 НК РФ - земельные участки, расположенные в пределах
муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга
и Севастополя), на территории которого введен налог.
При
рассмотрении объекта налогообложения как юридического факта объект
налогообложения земельным налогом - факт владения на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения земельными участками.
Налоговый
кодекс РФ в п. 2 ст. 389 предусматривает виды земельных участков, которые не
признаются объектом налогообложения (в том числе земельные участки, изъятые из
оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Кроме
того, ст. 395 НК РФ предусматривает федеральные налоговые льготы. Так,
освобождаются от налогообложения организации - в отношении земельных участков,
занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.
В
соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база
по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость
земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством
Российской Федерации.
Предельные
налоговые ставки установлены
в п. 1 ст. 394 НК РФ:
-
0,3%
- в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного
назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в
населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный
участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам
инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных
(предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных)
для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или
животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии
с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения
обороны, безопасности и таможенных нужд;
-1,5%
- в отношении прочих земельных участков.
К
примеру, Постановлением городской Думы Н. Новгорода "О земельном
налоге" предусматриваются конкретные
налоговые ставки:
-
0,3%
от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков: отнесенных к
землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон
сельскохозяйственного использования в городе Нижнем Новгороде и используемых для
сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами
инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли
в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к
жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в
обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации,
предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
-
1%
от кадастровой стоимости участка в отношении земель под объектами образования,
здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры, спорта, культуры
и искусства;
-1,5%
от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Кадастровую
стоимость конкретного земельного участка можно узнать на публичной кадастровой
карте. Предварительный расчет налога можно выполнить с помощью сайта ФНС России.
Исчисляется земельный налог:
-
организациями
- самостоятельно (п. 1 ст. 52, п. 2 ст. 396 НК РФ);
-
налоговыми
органами - для физических лиц, с заблаговременным направлением налогового
уведомления плательщику (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 396 НК РФ).
Поскольку
для направления налогового уведомления налоговые органы должны обладать
информацией о подлежащих налогообложению участках и об их владельцах, п. 4 ст.
85 НК РФ устанавливает, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение
государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию
транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на
подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах,
зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих
органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в
течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15
февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Налоговым
периодом по
земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для
налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и
третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ).
К
примеру, в п. 4 Постановления городской Думы города Н. Новгорода "О
земельном налоге" установлены отчетные периоды для налогоплательщиков -
организаций: первый квартал, второй квартал, третий квартал календарного года.
Срок
уплаты земельного
налога установлен:
-для
организаций: в п. 1 ст. 397 НК РФ, п. п. 5.1, 5.2 Постановления городской Думы
города Н. Новгорода "О земельном налоге": авансовые платежи
уплачиваются по итогам отчетного периода не позднее 10 мая, 10 августа, 10
ноября как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли
кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года,
являющегося налоговым периодом. По истечении налогового периода налог уплачивается
не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
-
для
физических лиц: в п. 1 ст. 397 НК РФ: не позднее 1 октября года, следующего за
истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации
по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту
нахождения земельного участка налоговую
декларацию (п. 1 ст. 398 НК РФ). Налоговые декларации по налогу
представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за
истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ).
Для
физических лиц налоговая декларация в рассматриваемом налоге не предусмотрена,
как и для иных налогов, исчисляемых налоговыми органами.
Постановление
городской Думы города Н. Новгорода "О земельном налоге"
предусматривает местные налоговые льготы. Пункт 8 данного нормативного
правового акта предоставляет льготу в виде освобождения от налогообложения по
земельному налогу ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.
Как
уже отмечалось, величина земельного налога зависит, очевидно, от норм законодательства
о налогах (гл. 31 НК РФ и в приведенном примере - Постановление городской Думы
города Н. Новгорода "О земельном налоге"). Однако существенное
влияние на размер данного налога оказывает кадастровая стоимость земельных
участков, которая устанавливается органами исполнительной власти по достаточно
непрозрачной процедуре. В то же время нормативные акты, которыми
устанавливается кадастровая стоимость земельных участков, для целей
регулирования налоговых правоотношений вступают в силу так же, как и акты
налогового законодательства (Постановление КС РФ от 2 июля 2013 г. N 17-П, Определения КС РФ от 3 февраля
2010 г. N 165-0-0, от 24 февраля 2011 г. N 156-0-0), то есть не ранее, чем через
месяц с момента официального опубликования. Кроме того, завышенная, с точки
зрения налогоплательщика, кадастровая стоимость может быть им оспорена
(Определения КС РФ от 1 марта 2011 г. N 274-0-0, N 281-0-0; Постановление Пленума ВС РФ от
30 июня 2015 г. N 28 "О
некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании
результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Кадастровая
стоимость земельного участка может измениться, например, вследствие изменения
вида разрешенного использования участка, в т.ч. в течение налогового периода. В
этом случае размер земельного налога также изменится с момента регистрации
изменений (Постановление Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2012 г. N 7701/12). Кроме того, исходя из
Постановлений Президиума ВАС РФ от 28 октября 2010 г. N
5743/10
и от 20 ноября 2012 г. N 7943/12
применительно к земельному налогу вид разрешенного использования земельного
участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не
устанавливается этим документом. Соответственно, сведения из государственного
земельного кадастра могут опровергаться заинтересованным лицом.
2. Налог на имущество физических лиц
Налог
на имущество физических лиц является местным
прямым (поимущественным) налогом, урегулированным гл. 32 НК РФ,
которая действует с 1 января 2015 г. Ранее налог на имущество физических лиц
уплачивался на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество
физических лиц" (утратил силу).
Особенностью
современного регулирования налога на имущество физических лиц является то, что
им облагается недвижимое имущество, но он, в зависимости от нормативного
регулирования на уровне конкретного субъекта РФ, может исчисляться либо исходя
из инвентаризационной стоимости имущества (как это было до 1 января 2015 г. по
Закону РФ "О налогах на имущество физических лиц"), либо исходя из
кадастровой стоимости имущества.
В
соответствии с п. 1 ст. 402 НК РФ законодательный (представительный) орган
государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в
срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого
субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из
кадастровой стоимости объектов налогообложения. Например, принят Закон Нижегородской
области от 5 ноября 2014 г. N 140-3 "О
применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка
определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из
кадастровой стоимости объектов налогообложения"
В
Основных направлениях налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и
2018 годов констатируется, что целью введения нового налога на имущество
физических лиц является переход к более справедливому налогообложению исходя из
кадастровой стоимости имущества, как наиболее приближенной к рыночной стоимости
этого имущества.
"Справедливое
налогообложение", указанное в данном акте, по существу сводится к
истребованию налога в большей сумме, в т.ч. и потому, что инвентаризационная
стоимость имущества, как правило, значительно ниже кадастровой (рыночной).
Устанавливая
налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные
(представительные) органы государственной власти городов федерального значения
Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах,
установленных гл. 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в
соответствии с указанной главой НК РФ (п. 2 ст. 399 НК РФ).
Кроме
того, местные органы власти (органы власти городов федерального значения
Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в том числе вправе: увеличивать размеры
федеральных налоговых вычетов (п. 7 ст. 403 НК РФ); установить местные
налоговые льготы (п. 2 ст. 399 НК РФ).
Иные
элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и
не могут изменяться на местном (региональном) уровне (п. 4 ст. 12 НК РФ). Если
же уполномоченные органы власти не проявляют нормотворческой активности и не
регламентируют налог на имущество физических лиц на подведомственной
территории, то налог тем не менее считается введенным и подлежит уплате по
федеральным ставкам (п. 6 ст. 406 НК РФ) в сроки, следующие из НК РФ (п. 1 ст.
409 НК РФ).
К
примеру, на территории Н. Новгорода действует решение городской Думы города Н.
Новгорода от 19 ноября 2014 г. N 169 "О налоге
на имущество физических лиц", в соответствии с которым налог исчисляется
исходя из кадастровой стоимости облагаемых объектов.
Плательщиками
налога
на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом
собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в
соответствии со ст. 401 НК РФ (ст. 400 НК РФ).
Следует
отметить, что индивидуальные предприниматели, владеющие облагаемым имуществом,
уплачивают рассматриваемый налог на равных с иными физическими лицами; сам по
себе статус предпринимателя в общем случае принципиального значения не имеет.
Данное обстоятельство подтверждено в Определении КС РФ от 25 февраля 2010 г. N 310-0-0. Тот же подход имеет место и в
иных поимущественных налогах с физических лиц (земельный, транспортный).
Объектом
налогообложения
согласно п. 1 ст. 401 НК РФ признается
расположенное в пределах муниципального образования (города федерального
значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой
дом;
2) жилое
помещение (квартира, комната);
3)гараж, машино-место;
4)единый недвижимый комплекс;
5)объект незавершенного строительства;
6)иные здание, строение, сооружение, помещение.
Соответственно,
с научной точки зрения объект налогообложения по указанному налогу можно
рассмотреть как факт владения на праве собственности отдельными видами
недвижимого имущества.
При
этом такой объект имущества, как единый недвижимый комплекс, предусмотрен в ст.
133.1 ГК РФ, однако, как это справедливо отмечено Ю.А. Крохиной, единый
недвижимый комплекс как самостоятельный объект имущественных прав является
новым объектом не только налогового, но и гражданско-правового регулирования.
Практики его включения в гражданский оборот, по сути, нет, тем более сточки
зрения налогообложения.
Федеральные
налоговые льготы предусмотрены в ст. 407 НК РФ. В частности, в соответствии с
подп. 7 п. 1 право на налоговую льготу имеют военнослужащие, а также граждане,
уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на
военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 19 лет и более. В
силу п. п. 3, 4 ст. 407 НК РФ при определении подлежащей уплате
налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении
одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне
зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. Налоговая
льгота предоставляется в отношении отдельных видов объектов налогообложения, в
т.ч. квартира или комната; жилой дом.
Кроме
того, в п. п. 3 - 6 ст. 403 НК РФ предусмотрены федеральные налоговые вычеты. В
частности, в силу п. 3 указанной статьи, налоговая база в отношении квартиры
определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой
стоимости 20 кв. м общей площади этой квартиры.
Налоговая
база, как
следует из п. 1 ст. 403 НК РФ, определяется в отношении каждого объекта
налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном
кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым
периодом, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
Предельные
налоговые ставки в
случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта
налогообложения в силу п. 2 ст. 406 НК РФ устанавливаются в размерах, не
превышающих:
1) 0,1%
в отношении:
-
жилых
домов, жилых помещений;
-
объектов
незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких
объектов является жилой дом;
-
единых
недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение
(жилой дом);
-
гаражей
и машино-мест;
-
хозяйственных
строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и
которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного
подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального
жилищного строительства;
2) 2% в отношении
объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с
п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных
абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ (т.е. "коммерческой" недвижимости,
облагаемой налогом на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости),
а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из
которых превышает 300 млн. руб.;
3) 0,5% в отношении прочих объектов налогообложения.
Особенности
исчисления налога с "коммерческой" недвижимости, сходные с ее
обложением налогом на имущество организаций, введены в гл. 32 НК РФ, очевидно,
для целей исключения случаев целенаправленного перевода таких объектов с
организаций на подконтрольных физических лиц, преследующих уменьшение
поимущественного налогообложения.
К примеру, конкретные
налоговые ставки предусмотрены в п. п. 2.1
- 2.3 решения городской Думы города Н. Новгорода "О налоге
на имущество физических лиц":
1)для жилых домов; жилых помещений; объектов
незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких
объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых
входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражей и машино-мест;
хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает
50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для
ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или
индивидуального жилищного строительства:
-
0,1%
при кадастровой стоимости объекта налогообложения до 10 млн. руб.
(включительно);
-
0,2%
при кадастровой стоимости объекта налогообложения свыше 10 млн. руб. до 50 млн.
руб. (включительно);
-
0,3%
при кадастровой стоимости объекта налогообложения свыше 50 млн. руб. до 300
млн. руб. (включительно);
2)
для
объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с
п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении
объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, а также
в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых
превышает 300 млн. руб., - 2%;
3)
для
прочих объектов налогообложения - 0,5%.
То,
что налог на имущество физических лиц в Н.Новгороде в определенной части
предусматривает прогрессивную шкалу налогообложения с простой прогрессией,
может привести к тому, что несущественные колебания кадастровой стоимости
объекта повлекут значительные изменения в сумме налога. Например, упрощенно
говоря, если облагаемая кадастровая стоимость (с учетом вычетов) квартиры
составит 10 млн. руб., то налог составит 10 тыс. руб. Если же облагаемая
кадастровая стоимость увеличится на 1 руб., то налог составит уже 20 тыс. руб.
В
действительности сумма налога исчисляется несколько сложнее (за исключением
налога с "коммерческой" недвижимости), т.к. законодатель в новом
варианте налогообложения стремился разрешить по меньшей мере две задачи:
постараться не допустить уменьшения сумм при переходе с обложения имущества по
инвентаризационной стоимости на кадастровую стоимость (не исключено, что по
конкретному объекту налог по кадастровой стоимости по каким-то причинам меньше
налога по инвентаризационной), а также увеличивать сумму налога постепенно, от
года к году.
Конкретно
в п. 8 ст. 408 НК РФ предусмотрены понижающие коэффициенты (К), применяемые с
первого налогового периода, в котором на территории соответствующего субъекта
РФ введено обложение по кадастровой стоимости, и возрастающие каждый
последующий год (0,2 - 0,4 - 0,6 - 0,8). Для случая Нижегородской области,
коэффициенты, соответственно, будут выглядеть следующим образом: 0,2 - на 2015
г.; 0,4 - на 2016 г.; 0,6 - на 2017 г.; 0,8 - на 2018 г. На 2019 г. и
последующие годы принижающие коэффициенты будут отсутствовать (т.е. они будут
приниматься равными 1).
После
определения понижающего коэффициента налог первые четыре налоговых периода с
начала применения обложения по кадастровой стоимости следует исчислять по
формуле (п. 8 ст. 408 НК РФ):
Н
= (Н1 - Н2) х К + Н2,
где
Н - сумма налога, подлежащая уплате; Н1 - сумма налога, исчисленная по
кадастровой стоимости; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из
инвентаризационной стоимости.
В
п. 9 ст. 408 НК РФ установлено, что в случае, если исчисленное в отношении
объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее
значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком,
исчисляется без учета положений п. 8 ст. 408 НК РФ (т.е. просто как облагаемая
кадастровая стоимость, умноженная на ставку налога, без учета понижающих
коэффициентов, что и должно в итоге получиться на пятом году применения налога
по кадастровой стоимости).
Соответственно,
если, например, кадастровая стоимость квартиры общей площадью 50 кв. м в г. Н.
Новгороде в 2015 году составит 5 млн. руб., а налог с нее, исчисленный по
инвентаризационной стоимости, равен 300 руб., то итоговый расчет налога будет
выглядеть следующим образом:
1) 5 млн. руб./50 кв. м = 100 тыс. руб./кв. м -
кадастровая стоимость одного квадратного метра квартиры;
2) 50 кв. м - 20 кв. м (вычет по п. 3 ст. 403 НК РФ) =
30 кв. м - облагаемая площадь квартиры;
3) 30 кв. м х 100 тыс. руб./кв. м = 3 млн. руб. -
облагаемая кадастровая стоимость квартиры;
4) (3 млн. руб. х0,1% - 300 руб.) х0,2 + 300 руб. = 840
руб. - итоговая сумма налога.
Кадастровую
стоимость конкретной квартиры можно узнать на публичной кадастровой карте.
Предварительный
расчет налога можно выполнить с помощью сайта ФНС России.
Исчисляется
налог
на имущество физических лиц только налоговыми органами (п. 2
ст. 52, п.
1 ст. 408 НК РФ), с
заблаговременным направлением налогового уведомления плательщику (п. 2 ст. 52
НК РФ, п. 2 ст. 409 НК РФ).
Для
направления налогового уведомления налоговые органы должны обладать информацией
о подлежащих налогообложению объектах недвижимого имущества и об их владельцах.
Соответственно, п. 4 ст. 85 НК РФ устанавливает, что органы, осуществляющие
кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать
сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом
имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах
и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые
органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей
регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по
состоянию на 1 января текущего года.
Налоговым
периодом по
налогу на имущество физических лиц признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
Срок
уплаты налога
на имущество физических лиц: не позднее 1 октября года, следующего за истекшим
налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ).
Налоговая
декларация в налоге на имущество физических лиц не предусмотрена, как и для
иных налогов, исчисляемых налоговыми органами.
К
примеру, п. 3 решения городской Думы города Н. Новгорода "О налоге на
имущество физических лиц" предусматривает местные налоговые льготы, в том
числе освобождена от уплаты налога на имущество физических лиц такая категория
граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
3. Торговый сбор
Торговый
сбор является местным прямым
(на предполагаемый доход) налогом (несмотря на название),
урегулированным гл. 33 НК РФ, которая действует с 1 января 2015 г.
В
соответствии с п. 1 ст. 410 НК РФ в городах федерального значения Москве,
Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается НК РФ и законами указанных
субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в
соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и
обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
Устанавливая
сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований
(городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)
определяют ставку сбора в пределах, установленных гл. 33 НК РФ (п. 2 ст. 410 НК
РФ). Нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть
установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории
осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика
сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также
особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть
снижена вплоть до нуля (п. 6 ст. 416 НК РФ). Кроме того, нормативным правовым актом
представительного органа муниципального образования (законами городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяется
уполномоченный орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче
налоговым органам сведений об объектах обложения сбором (п. п. 1, 2 ст. 418 НК
РФ).
Также
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и
Севастополя) могут устанавливаться льготы, основания и порядок их применения
(п. 3 ст. 410 НК РФ).
Иные
элементы данного сбора (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и
не могут изменяться на местном (региональном) уровне (п. 4 ст. 12 НК РФ).
Как
указано в п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 382-Ф3, торговый сбор может быть введен
в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее
1 июля 2015 года. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор
может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.
Такого
федерального закона, который разрешал бы ввести торговый сбор на иных
территориях, в настоящее время не принято, вследствие чего торговый сбор
потенциально может быть введен только в городах федерального значения Москве,
Санкт-Петербурге и Севастополе. На сегодняшний день сбор фактически введен
только в г. Москве с 1 июля 2015 г. Законом города Москвы от 17 декабря 2014 г.
N 62 "О торговом сборе".
Плательщиками
торгового
сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие
виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования
(городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в
отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования
(законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)
установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или)
недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 411 НК
РФ).
То,
что торговый сбор в действительности представляет собой налог, дополнительно
подтверждается в п. 2 ст. 411 НК РФ: от уплаты торгового сбора освобождаются
индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения,
и налогоплательщики, применяющие ЕСХН, в отношении этих видов
предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов
движимого или недвижимого имущества. Таким образом, если от уплаты сбора
освобождаются лица, осуществляющие некоторую деятельность, облагаемую налогом
на предполагаемый доход, то в действительности имеется в виду не сбор, а именно
налог. Кроме того, в ст. 415 НК РФ, регламентирующей предельные ставки
торгового сбора, их ограничение производится через расчетную сумму налога,
подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения.
Достаточно странно было бы ограничивать размер сбора размером налога.
Примечательно и то, что в силу п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ в случае установления на
соответствующей территории торгового сбора ЕНВД по соответствующим видам
деятельности не применяется. Это дополнительно обосновывает то, что торговый
сбор - аналог ЕНВД.
В
п. 1 ст. 416 НК РФ предусмотрена постановка на учет плательщиков торгового
сбора. В соответствии с указанной нормой постановка на учет, снятие с учета
организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в
налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления
плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании
информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 НК РФ уполномоченным
органом в налоговый орган.
Указанный
орган, например, определен в ст. 4 Закона города Москвы "О торговом
сборе": полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам
сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой
и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором
осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции
по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Как
разъяснено в письме ФНС России от 26 июня 2015 г. N
ГД-4-3/11229@
"О торговом сборе", постановка на учет, снятие с учета организации
или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в
налоговом органе осуществляются:
а) по месту нахождения объекта недвижимого
имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении
которой установлен торговый сбор, осуществляется с использованием объекта
недвижимого имущества.
б) по месту нахождения организации (месту
жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях (в отношении
торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети).
В
п. 2 ст. 416 НК РФ предусмотрено, что осуществление вида предпринимательской
деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного
уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или
индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе (т.е.
по п. 2 ст. 116 НК РФ).
Приказом
ФНС России от 22 июня 2015 г. N ММВ-7-14/249@
утверждены формы и форматы уведомлений о постановке на учет, снятии с учета
организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика
торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида
предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый
сбор, а также Порядок заполнения этих форм. Кроме того, Приказом ФНС России от
13 июля 2015 г. N ММВ-7-14/276@
утверждена форма свидетельства о постановке на учет в качестве плательщика
торгового сбора в налоговом органе.
Объектом
обложения
торговым сбором согласно п. 1 ст. 412 НК РФ признается использование объекта
движимого или недвижимого имущества (далее - объект осуществления торговли) для
осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в
отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
В
ст. 413 НК РФ предусмотрено, что сбор устанавливается в отношении осуществления
торговой деятельности на объектах осуществления торговли. К торговой
деятельности относятся следующие виды торговли:
1) торговля через
объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением
объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся
автозаправочными станциями);
2) торговля
через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля
через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля,
осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
К
торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных
рынков.
Таким
образом, объект обложения торговым сбором, как объект налога, можно
охарактеризовать как осуществление определенных видов предпринимательской
деятельности. Сходным образом объект налога установлен в ЕНВД, патентной
системе налогообложения и в налоге на игорный бизнес- налогами данной группы
облагается предполагаемый от соответствующей деятельности доход плательщика,
исчисляемый исходя из ее внешних характеристик. Отличия только состоят в том,
что в ЕНВД и в патентной системе налогообложения вводятся соответствующие
понятия предполагаемого дохода (вмененный доход и потенциально возможный к
получению годовой доход соответственно), после чего производится расчет налога;
а в налоге на игорный бизнес и в торговом сборе сразу вменяется сумма налога.
Кроме того, ЕНВД и патентная система налогообложения, как специальные налоговые
режимы (ст. 18 НК РФ), предполагают освобождение от ряда налогов. Сходным
образом урегулирован и налог на игорный бизнес (хотя он и не обозначен в НК РФ
как специальный налоговый режим) - соответствующий доход не облагается НДС и
налогом на прибыль организаций. Что же касается торгового сбора, то его плательщики
от уплаты каких-либо налогов не освобождаются.
Каких-либо
федеральных налоговых льгот по торговому сбору в НК РФ не предусмотрено.
Налоговая
база для
торгового сбора в НК РФ прямо не регламентируется, что, по всей видимости,
является одним из элементов "маскировки" налога под сбор. Указанное
обстоятельство, однако, не означает, что налоговой базы (в ее нормативном
понимании, следующем из ст. 53 НК РФ) в торговом сборе не имеется. В частности,
при исчислении торгового сбора исходя из площади объекта стационарной торговой
сети (розничного рынка, торгового зала - п. п. 3 - 5 ст. 415 НК РФ) налоговой
базой конкретного объекта будет являться указанная площадь в квадратных метрах.
Если же, например, облагается осуществление деятельности в объекте стационарной
торговой сети, не имеющем торгового зала, то налоговая база - количество единиц
таких объектов.
Предельные
налоговые ставки регламентированы
в ст. 415 НК РФ. Первое общее ограничение следует из п. 1 ст. 415 НК РФ: ставка
сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в
соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве,
Санкт-Петербурге или Севастополе) в связи с применением патентной системы
налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности,
выданного на три месяца.
В
п. п. 3, 4 ст. 415 НК РФ введены конкретные ограничения на предельные ставки
торгового сбора: ставка сбора, установленного по торговле через объекты
стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м по каждому
объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска
товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала
и не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с
применением патентной системы налогообложения в данном муниципальном
образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или
Севастополе) на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через
объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м
по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на
50. Ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных
рынков, не может превышать 550 руб. на 1 кв. м площади розничного рынка. Указанная
ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на
соответствующий календарный год.
Примечательно
то, что в Приказе Минэкономразвития РФ от 29 октября 2014 г. N 685 "Об установлении
коэффициентов-дефляторов на 2015 год" нет коэффициента-дефлятора на данный
год для торгового сбора. Однако указанный коэффициент-дефлятор напрямую не
оказывает влияния на сумму торгового сбора, т.к. он применяется только для
расчета предельного ограничения его ставки, которую не вправе превышать местный
(региональный) орган власти.
Конкретные
налоговые ставки предусмотрены
в 2015 году только Законом города Москвы "О торговом сборе" (в
расчете за квартал на объект осуществления торговли).
Так,
в ст. 2 указанного нормативного акта предусмотрено, что для такого вида
торговой деятельности, как торговля через объекты стационарной торговой сети,
не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети,
не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и
нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной
торговли), в зависимости от места расположения объекта, составляет от 28350
руб. до 81000 руб.
При
развозной и разносной розничной торговле ставка составляет 40500 руб.
Если
осуществляется торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми
залами до 50 кв. м (включительно), то ставка сбора, в зависимости от места
расположения объекта, составляет от 21000 руб. до 60000 руб.
Если
же осуществляется торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми
залами свыше 50 кв. м, то ставка сбора исчисляется исходя из площади торгового
зала (опять же в зависимости от места расположения объекта), например: 1200
руб. за каждый кв. м площади торгового зала, не превышающей 50 кв. м, и 50 руб.
за каждый полный (неполный) кв. м площади торгового зала свыше 50 кв. м.
Кроме
того, для организации розничных рынков ставка сбора установлена как 50 руб. за
1 кв. м площади розничного рынка.
Соответственно,
рассчитывается торговый сбор приблизительно по тем же правилам, что и,
например, ЕНВД.
Исчисляется
торговый
сбор только самим плательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 417 НК РФ).
Налоговым
периодом по
торговому сбору является квартал (ст. 414 НК РФ), обозначен в НК РФ как
"период обложения".
Срок
уплаты торгового
сбора по итогам налогового периода - не позднее 25-го числа месяца, следующего
за периодом обложения (п. 2 ст. 417 НК РФ).
Налоговая
декларация по торговому сбору (как, впрочем, и расчет сбора) не предусмотрена в
силу очевидного отсутствия необходимости в ней. Вся важная для налогового
органа информация есть в уведомлении плательщика о постановке на учет либо в
информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 НК РФ уполномоченным
органом в налоговый орган - п. 1 ст. 416 НК РФ, т.е. по существу имеет место
"однократная" налоговая декларация.
Впрочем,
поскольку характеристики осуществляемой предпринимательской деятельности могут
измениться (например, площадь торгового зала - увеличиться), установлены
определенные обязанности плательщиков по инициативному представлению информации
в налоговый орган (хотя и не в виде налоговой декларации). В соответствии с п.
2 ст. 416 НК РФ плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом
изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой
изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.
К
примеру, в ст. 3 Закона города Москвы "О торговом сборе"
предусмотрены региональные налоговые льготы. В частности, освобождаются от
уплаты торгового сбора организации федеральной почтовой связи (подп. 1 п. 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий