(обновленный вариант лекции с учетом изменений в законодательстве по состоянию на 2025 г.)
1. Специфика предмета
и метода налогового права
2. Основные начала и
состав законодательства о налогах и сборах
3. Особенности
принятия и введения в действие законов и подзаконных актов о налогах и сборах
во времени
4. Основные принципы
налогового права
1. Специфика
предмета и метода налогового права
1. Понятие налогового права.
Налоговое право - это совокупность финансово-правовых норм,
регулирующих общественные отношения по поводу установления, введения, взимания
налогов и сборов, их поступления в
бюджетную систему РФ, а также
государственный контроль за уплатой налогов, обжалования актов налоговых органов, действий
(бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение
налогового правонарушения.
Государство в системе
общественных отношений преследует главную цель - аккумулирование доходов общества в бюджетную
систему с дальнейшим распределением и перераспределением финансовых средств.
Распределение и использование бюджетных средств выходит за рамки налоговых
отношений. Государство занимает главенствующие положения, отслеживает все факты нарушения налогового законодательства.
Специфика налогового
права заключается в многоступенчатости отношений:
- между государством и
налоговыми органами;
- налоговыми органами и
налогоплательщиками;
- государством, налоговыми
органами и финансово-кредитными учреждениями, налогоплательщиками.
МЕТОД НАЛОГОВОГО ПРАВА – это
совокупность и сочетание приемов и способов воздействия права на общественные
отношения в сфере налогообложения. Статья 2 НК РФ гласит, что законодательство
о налогах и сборах регулирует властные отношения.
В основе метода лежит метод
предписаний властно-имущественного характера, не допускающий выбора
норм. Но применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не
исключают использование рекомендаций, согласований и права выбора поведения подчиненного
субъекта (например, налоговое планирование).
В условиях рыночных отношений в
правовом государстве нельзя использовать только властные
методы. Властность в этих отношениях проявляется в праве изъятия, в
том числе путем применения принудительных мер, части имущества граждан и
организаций для нужд государства.
В п.6 ст. 3 НК РФ закреплено,
что акты законодательства о налогах должны быть сформулированы так, чтобы
каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в какой сумме он должен
платить.
Предмет правового регулирования
Предмет налогообложения -
это материальные и нематериальные блага,
с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.
Каждый налог имеет самостоятельный
предмет налогообложения:
1.
Доходы
2.
Прибыль
3.
Имущество
4.
Земля
5.
Ценные бумаги
6.
Различные виды услуг и т.д.
Предметом
регулирования налогового права является комплекс отношений между плательщиками
налогов и сборов, страховых взносов с одной стороны, и государством и
муниципальными образованиями, с другой стороны, по поводу поступления
фискальных платежей в бюджет.
2. Основные
начала и состав законодательства о налогах и сборах
Построение правовой налоговой
системы в РФ основано на руководящих базовых положениях, закрепленных в законах
или подзаконных нормативных актов, и в первую очередь в Конституции РФ и
Налоговом Кодексе.
К приоритетным базовым
положениям следует отнести:
1.
Обязательность - правовая обязанность
налогоплательщика по отношению к государству. Эти отношения не зависят от воли
участвующих сторон.
2.
Безвозмездность означает, что государство
не влечет за собой обязательства дать, сделать, предоставить что-либо взамен.
3.
Безвозвратность - означает, что переход
права собственности на сумму налогов является абсолютным и не порождает у
государства обязательств по возврату этой суммы.
Налоговый Кодекс открывается
статьей о нормативных актах, регулирующих налогообложение. Кодифицированные
законы начинаются со статьи, указывающей на отношение, или регулирование, а
потом определяется состав и структура законодательства.
Структура налогового
законодательства обусловлена федеративным устройством РФ и складывается из трех
составляющих:
·
федеральное налоговое законодательство
·
региональное налоговое законодательство
·
налоговые акты местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст. 1 НК РФ
федеральное налоговое законодательство состоит из Налогового Кодекса и
федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
Законодательство субъектов
Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской
Федерации о налогах, принятых в соответствии с Налоговым Кодексом.
Налоговое законодательство
субъектов РФ охватывает не только налоговые законы, но и иные нормативные
акты о налогах и сборах субъектов РФ.
Нормативные акты субъектов
РФ только тогда могут относиться к
налоговому законодательству, когда они
отвечают двум требованиям:
1) приняты
законодательными органами власти
субъектов РФ
2) соответствуют
НК РФ
Нормативные правовые акты
муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются
представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК
РФ.
Акты местного
самоуправления могут издаваться исключительно в случаях, предусмотренных в
п. 4 ст. 12 НК РФ.
1.
Каждое лицо должно уплачивать законно
установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается
на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов
учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2.
Налоги и сборы не могут иметь
дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных,
расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные
ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы
собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3.
Налоги и сборы должны иметь экономическое
основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие
реализации гражданами своих конституционных прав.
4.
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие
единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности,
прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории
Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе
ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической
деятельности физических лиц и организаций.
5.
Ни на кого не может быть возложена обязанность
уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие
установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК
РФ либо установленные в ином порядке,
чем это определено НК РФ.
6.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, за исключением налогов, устанавливаемых в соответствии с пунктом 9
статьи 1 НК РФ.
Акты законодательства о налогах и сборах
должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги
(сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Федеральными
законами может быть предусмотрено установление налогов разового характера.
7.
Все неустранимые сомнения, противоречия и
неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу
налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового
агента).
3. Особенности
принятия и введения в действие законов и подзаконных актов о налогах и сборах
во времени
В соответствии со ст. 5 НК
РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не
раньше, чем по истечению одного месяца со дня их официального опубликования и
не ранее первого (1-го) числа очередного налогового периода по соответствующему
налогу.
При этом федеральные
законы, вносящие изменения в НК РФ и акты представительных органов местного
самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1
января года, следующего за годом их принятия (офиц. опубликование должно
быть за месяц до этого).
Акты Президента РФ и акты
Правительства РФ должны быть опубликованы не позднее 10 дней после их
подписания и вступают в силу по истечению 7 дней после этого.
Нормативные акты федеральных
органов исполнительной власти вступают в силу по истечению 10 дней с
момента опубликования, а те из них, которые затрагивают права и интересы
граждан, проходят предварительную регистрацию в Минюсте РФ.
Действие актов законодательства
о налогах и сборах во времени также подчинено особым правилам.
В зависимости от того, какие
изменения несут в себе нормы они
однозначно имеют обратную силу или не имеют обратную силу.
Акты законодательства о
налогах и сборах, устанавливающие
новые налоги, сборы и (или)
страховые взносы, повышающие
налоговые ставки, размеры сборов и (или)
тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за
нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности
или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и
(или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Акты законодательства о налогах
и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение
законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные
гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков
страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах
и сборах, отменяющие налоги, сборы и
(или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или)
тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков,
плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их
представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную
силу, если прямо предусматривают это.
Сроки, устанавливаемые
законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой или истечением периодов времени годами, кварталами,
месяцами или днями.
Квартал соответственно
равен трем месяцам, последний день квартала попадает на последний день месяца,
отчет кварталов ведется с начала календарного года.
Срок,
исчисляемый месяцами истекает в последнее число месяца
(месяц-календарный).
Срок, определенный днями,
исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который
не признается в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ
выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.
Действие, для совершения
которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня
срока.
Если документы либо денежные
средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то
срок не считается пропущенным.
4. Основные
принципы налогового права
Правовая система России
выработала модель «общих принципов», для которой характерно указание на единые
для Федерации принципы правового регулирования по реализации полномочий
федерации и ее субъектов в области налогообложения.
Основные разделы НК РФ
базируются на основе общих принципов налогообложения в РФ, обеспечиваются соответствием актов
налогового законодательства Конституции РФ и федеральным законам.
Принципы налогового права:
1) принципы, определяющие
основы налоговой политики, и налоговых отношений между Федерацией и ее
субъектами;
2) принципы, определяющие
основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений.
К первой группе относятся:
1. принципы реализации
совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих
принципов налогообложения и сборов в России (ст. 72 Конституции РФ);
2. принципы обеспечения
единства налоговой политики и системы налогов и сборов на всей территории
федерации (свободное перемещение в экономическом пространстве);
3. принципы равенства
прав субъектов Федерации в принятии собственного налогового
законодательства;
4. принципы конституционности
актов налогового законодательства (конституция РФ предусматривает, что
акты, в том числе и налоговые, признанные неконституционными, утрачивают свою
силу);
5. принципы
результативности (гибкости) налоговых платежей как инструмента
внешнеторговой и инвестиционной политики. Конституцией РФ ст. 15 подтверждает
действие на территории России общепринятых норм международного регулирования
торгового оборота;
6. принципы
самостоятельности местного самоуправления в
введении и сборе местных налогов,
распоряжении своими бюджетными средствами (ст. 132 Конституции РФ) –
формирование, утверждение и исполнение местного бюджета.
Ко второй группе относятся:
1. принципы равенства
налогоплательщиков перед государством и
законом;
2. принцип обязательности
уплаты налогов, учета налогоплательщиков и ответственности за нарушение
налогового законодательства;
3. принципы защиты
имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных
лиц, обязательность возврата неправильно взысканных налогов;
4. принципы предотвращения
двойного налогообложения и неотягощения налоговым бременем;
5. принципы социальной
ориентированности налоговой политики (создание дост. жизни развитию общества);
6. принципы обеспечения
законности и правопорядка в налоговых отношениях, защиты интересов участников в
суде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий