вторник, 28 октября 2025 г.

ЛЕКЦИЯ 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ

 (обновленный вариант лекции с учетом изменений в законодательстве по состоянию на 2025 г.)

 

1. Налоговый контроль как направление финансового контроля      

2. Формы и виды  налогового контроля, законодательные ограничения налогового контроля  

3.Процессуальный порядок проведения налоговых проверок 

4. Порядок составления протоколов и актов налоговых проверок    

1. Налоговый контроль как направление финансового контроля

Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля.

Налоговый контроль представляет собой специальный способ обеспечения законности и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности фискально обязанных лиц.

Объектом налогового контроля является движения денежных средств в процессе их аккумулирования.

Предметом налогового контроля выступают

- денежные операции,

- сметы предприятий,

- налоговые декларации,

- использование налоговых льгот

- бухгалтерская документация.

Состав субъектов налогового контроля  определяется ст. 82 НК РФ и прежде всего к ним относятся:

- Налоговые органы, таможенные органы,  финансовые органы.

- Органы внутренних дел, следственные органы.

- Государственные внебюджетные фонды.

Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы.

Цель налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности налогообложения.

Основная цель налогового контроля реализуется путем решения следующих задач:

1.  обеспечение экономической безопасности государства;

2. обеспечение надлежащего контроля за формированием доходов и рациональным их использованием;

3. улучшение взаимодействия и координации деятельностью  контрольных органов в РФ;

4. проверки выполнения финансовых обязательств организаций и предприятий перед государством;

5. проверка целевого использования налоговых льгот;

6. пересечение и профилактика правонарушений в налоговой сфере.

Эффективность налогового контроля зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

 

2. Формы и виды  налогового контроля, законодательные ограничения налогового контроля

Форма налогового контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. 

Под формой можно понимать:

- проверку;

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых органов;

- проверки данных учета и отчетности;

- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения прибыли.

- налоговый мониторинг.

Налоговый контроль  классифицируют  по различным основаниям:

1) по времени проведения:

- предварительный, т.е. проводится до отчетного периода по конкретно взятому налогу;

- текущий, проводится во время отчетного налогового периода, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщика;

- последующий - проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.

2) в зависимости от субъектов выделяют контроль:

- контроль налоговых органов;

- контроль таможенных органов;

- контроль органов государственных внебюджетных фондов;

- контроль правоохранительных  и следственных

органов совместно с налоговыми органами;

- контроль финансовых органов в налоговой сфере.

3) по объекту выделяются:

- комплексный контроль - охватывает всю  налоговую деятельность;

- тематический - ограничивается проверкой отдельных видов налогов (например, проверка по уплате страховых взносов).

4) по характеру контрольных мероприятий:

- плановый контроль, т.е. подчинен планированию;

- внеплановый контроль - внезапно возникшая необходимость.

5) исходя из метода проверки документов контроль делят на:

- сплошной, т.е. охватывает проверку всех документов;

- выборочный, т.е. выбор части документов за определенный налоговый период.

6) по месту проведения: камеральный и выездной контроль.

Согласно ст. 88, 89 НК РФ - камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, выездные - с выездом на место получения дохода.

7) по периодичности проведения:

- первоначальный - т.е., впервые в течение календарного года;

- повторный (реорганизация, ликвидация).

На практике выделяют также  встречное налоговое контрольное мероприятие (ст. 93.1 НК РФ).

Оно имеет место, когда при проведении проверок налоговые органы получают информацию и документы о деятельности налогоплательщика от контрагентов, осуществляющих с ним деятельность в виде запроса информации у третьих лиц о налогоплательщике по конкретным сделкам.

Налоговой проверкой в соответствии со ст. 87 Налогового Кодекса могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения истекли три года (ст. 113 НК РФ).

 

3.Процессуальный порядок проведения налоговых проверок

Налоговые органы проводят камеральные и выездные
налоговые проверки налогоплательщиков.

Камеральная  налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течении трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и документов. 

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или  выявлены противоречия между  сведениями, содержащихся  в документах, то об этом сообщается  налогоплательщику с требованием внести исправления в установленный срок. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате суммы налога и пени.

Выездная проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. Проверка может проводится в отношении одного плательщика по одному или нескольким налогам.

Налоговый орган не вправе проводить в течении года две выездные проверки по одним и тем же налогам.

Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Если у организации есть филиалы и представительства, срок проведения  увеличивается на 1 месяц для каждого филиала.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

При необходимости налоговые органы при проведении ВНП могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также проводить осмотр производственных помещений, используемых для извлечения дохода.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов.

В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень документов.

Документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью налогоплательщика.

По окончании выездной налоговой проверки, то есть в последний день проведения ВНП, проверяющий составляет справку о проведенной проверки.

Процессуальные правила и условия проведения налоговых проверок закреплены в ст. 87, 88, 89 НК РФ.

 

4. Порядок составления протоколов и актов налоговых проверок

При проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы.

В протоколе указываются:

1) наименование действия;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) должность, фамилия, имя, отчество каждого лица, участвующего в действии или присутствовавшего при его проведении;

6) содержание действия, его последовательность;

7) выявление для дела факты и обстоятельства (ст. 99 НК РФ).

По результатам проверки  не позднее 2-х месяцев после составления справки и на основании ее данных уполномоченные   должностные лица проверки составляют по установленной форме акт налоговой проверки.

В акте налоговой проверки указываются  документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса, предусматривающие ответственность.

Акт должен быть подписан сторонами. При отказе налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается отметка об этом отказе.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации под расписку или пересылается по почте заказным письмом.

Если налогоплательщик не согласен с положениями акта налоговой  проверки, он должен в течении  одного месяца со дня получения  акта представить в налоговый орган письменное возражение.

В этом возражении он может разъяснить мотив отказа  и обоснованность не подписания акт, дать возражения по акту в целом или по отдельным его частям, приложив необходимые документы.

На основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности ему направляется требование об  уплате  недоимки по налогу и пени.

Копии решения и требования вручаются налогоплательщику под расписку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий