(обновленный вариант лекции с учетом изменений в законодательстве по состоянию на 2025 г.)
1. Налоговый контроль как направление финансового контроля
2. Формы и виды
налогового контроля, законодательные ограничения налогового контроля
3.Процессуальный порядок проведения налоговых проверок
4. Порядок составления протоколов и актов налоговых проверок
1. Налоговый контроль как направление
финансового контроля
Налоговый контроль является составной частью
финансового и одним из видов государственного контроля.
Налоговый контроль представляет собой специальный
способ обеспечения законности и осуществляется на всех стадиях
финансово-хозяйственной деятельности фискально обязанных лиц.
Объектом налогового контроля является движения
денежных средств в процессе их аккумулирования.
Предметом налогового
контроля выступают
- денежные операции,
- сметы предприятий,
- налоговые декларации,
- использование налоговых льгот
- бухгалтерская документация.
Состав субъектов налогового контроля определяется ст. 82 НК РФ и прежде всего к
ним относятся:
- Налоговые органы, таможенные
органы, финансовые органы.
- Органы внутренних дел,
следственные органы.
- Государственные внебюджетные
фонды.
Контролируемыми
субъектами являются налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые
органы.
Цель налогового контроля
может быть определена как обеспечение законности и эффективности
налогообложения.
Основная цель налогового
контроля реализуется путем решения следующих задач:
1. обеспечение
экономической безопасности государства;
2. обеспечение надлежащего
контроля за формированием доходов и рациональным их использованием;
3. улучшение взаимодействия и
координации деятельностью контрольных
органов в РФ;
4. проверки выполнения
финансовых обязательств организаций и предприятий перед государством;
5. проверка целевого
использования налоговых льгот;
6. пересечение и профилактика
правонарушений в налоговой сфере.
Эффективность налогового
контроля зависит от качества организации бухгалтерского и налогового
учета.
2. Формы и виды налогового контроля, законодательные
ограничения налогового контроля
Форма налогового контроля -
это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.
Под формой можно понимать:
- проверку;
- получение объяснений
налогоплательщиков, налоговых органов;
- проверки данных учета и
отчетности;
- осмотр помещений и
территорий, используемых для извлечения прибыли.
- налоговый мониторинг.
Налоговый контроль классифицируют по различным основаниям:
1) по времени
проведения:
- предварительный, т.е.
проводится до отчетного периода по конкретно взятому налогу;
- текущий, проводится во
время отчетного налогового периода, т.е. в процессе ежедневной работы
налогоплательщика;
- последующий
- проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии
бухгалтерской и финансовой документации.
2) в зависимости от
субъектов выделяют контроль:
- контроль налоговых
органов;
- контроль таможенных
органов;
- контроль органов
государственных внебюджетных фондов;
- контроль
правоохранительных и следственных
органов совместно с налоговыми
органами;
- контроль финансовых органов в
налоговой сфере.
3) по объекту выделяются:
- комплексный контроль
- охватывает всю налоговую деятельность;
- тематический -
ограничивается проверкой отдельных видов налогов (например, проверка по уплате
страховых взносов).
4) по характеру контрольных мероприятий:
- плановый
контроль, т.е. подчинен планированию;
- внеплановый
контроль - внезапно возникшая необходимость.
5) исходя из метода
проверки документов контроль делят на:
- сплошной, т.е.
охватывает проверку всех документов;
- выборочный, т.е.
выбор части документов за определенный налоговый период.
6) по месту проведения: камеральный и выездной контроль.
Согласно ст. 88, 89 НК РФ -
камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового
органа, выездные - с выездом на место получения дохода.
7) по периодичности
проведения:
- первоначальный
- т.е., впервые в течение календарного года;
- повторный (реорганизация,
ликвидация).
На практике выделяют также
встречное налоговое контрольное мероприятие (ст. 93.1 НК РФ).
Оно имеет место, когда при
проведении проверок налоговые органы получают информацию и документы о
деятельности налогоплательщика от контрагентов, осуществляющих с ним
деятельность в виде запроса информации у третьих лиц о налогоплательщике по
конкретным сделкам.
Налоговой проверкой в
соответствии со ст. 87 Налогового Кодекса могут быть охвачены только 3
календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно
предшествовавшие году проведения проверки.
Лицо не может быть привлечено к
ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его
совершения истекли три года (ст. 113 НК РФ).
3.Процессуальный порядок проведения налоговых
проверок
Налоговые органы проводят
камеральные и выездные
налоговые проверки налогоплательщиков.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту
нахождения налогового органа уполномоченными должностными лицами налогового
органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо
специального решения руководителя налогового органа в течении трех месяцев со
дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и документов.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или выявлены противоречия между сведениями, содержащихся в документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести
исправления в установленный срок. На суммы доплат по налогам, выявленные по
результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об
уплате суммы налога и пени.
Выездная проверка проводится
на основании решения руководителя
налогового органа. Проверка может проводится в отношении одного плательщика по
одному или нескольким налогам.
Налоговый орган не вправе проводить в течении года две выездные проверки
по одним и тем же налогам.
Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.
Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.
Если у организации есть филиалы и представительства, срок проведения увеличивается на 1 месяц для каждого филиала.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или
ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения
предыдущей проверки.
При необходимости налоговые органы при проведении ВНП могут
проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также проводить осмотр
производственных помещений, используемых для извлечения дохода.
При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц
достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении
правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены,
производится выемка этих документов.
В акте о выемке документов должна быть обоснована
необходимость выемки и приведен перечень документов.
Документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены
печатью налогоплательщика.
По окончании выездной налоговой проверки, то есть в последний день
проведения ВНП, проверяющий составляет справку о проведенной проверки.
Процессуальные правила и условия проведения налоговых проверок закреплены
в ст. 87, 88, 89 НК РФ.
4. Порядок составления протоколов и актов
налоговых проверок
При проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы.
В протоколе указываются:
1) наименование действия;
2) место и дата производства конкретного действия;
3) время начала и окончания действия;
4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
5) должность, фамилия, имя, отчество каждого лица, участвующего в
действии или присутствовавшего при его проведении;
6) содержание действия, его последовательность;
7) выявление для дела факты и обстоятельства (ст. 99 НК РФ).
По результатам проверки не
позднее 2-х месяцев после составления справки и на основании ее данных уполномоченные должностные лица проверки составляют по
установленной форме акт налоговой проверки.
В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты
налоговых правонарушений, если они имели место, а также выводы и
предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на
статьи Кодекса, предусматривающие ответственность.
Акт должен быть подписан сторонами. При
отказе налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается отметка
об этом отказе.
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации под
расписку или пересылается по почте заказным письмом.
Если налогоплательщик не согласен с положениями акта налоговой проверки, он должен в течении одного месяца со дня получения акта представить в налоговый орган письменное
возражение.
В этом возражении он может разъяснить мотив отказа и обоснованность не подписания акт, дать
возражения по акту в целом или по отдельным его частям, приложив необходимые
документы.
На основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности
ему направляется требование об уплате
недоимки по налогу и пени.
Копии решения и требования вручаются налогоплательщику под расписку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий