вторник, 28 октября 2025 г.

ЛЕКЦИЯ 3. УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 (обновленный вариант лекции с учетом изменений в законодательстве по состоянию на 2025 г.)

 

 

1. Соотношение налоговых и финансовых правоотношений    

2. Особенности объекта  и субъекта налоговых правоотношений      

3. Уполномоченные  и законные представители налогоплательщиков       

4. Основные права  и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов        


 

1. Соотношение налоговых и финансовых правоотношений

Налоговое правоотношение - это разновидность финансово-правовых отношений, урегулированных нормами налогового права. 

Это отношение  по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля обжалования актов налоговых органов, действий должностных лиц привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Основными признаются отношения по установлению и взиманию налогов, а иные отношения являются производными.

Производные налоговые отношения могут возникать по поводу взыскания пени за просрочку уплаты и штрафов за нарушение налогового законодательства.

Налоговые правоотношения имеют следующие отличительные признаки:

      они имею место исключительно в сфере налогообложения;

      возникают, прекращаются и изменяются на основе норм налогового права;

      носят публичный характер;

      складываются по поводу денежных средств;

      обязательной стороной в них выступают государство в лице налоговых органов.

Финансовые правоотношения возникают на основе реализации норм финансового права, они значительно шире налоговых правоотношений.

Признак властности в налоговых правоотношениях всегда  отличается его имущественным характером. Это квалифицирующий признак налоговых правоотношений.

 

2. Особенности объекта  и субъекта налоговых правоотношений

Объектом налогового правоотношения является то, на что направлено поведение его участников. 

Прежде всего это денежные средства, которые должны быть внесены налогоплательщиком в бюджет или внебюджетный фонд в форме налога или сбора или взысканы принудительно налоговыми органами.

В случае уплаты налога в натуральном виде объектом может выступать различное имущество налогоплательщика.

Субъектами налоговых правоотношений выступают лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями налоговых обязанностей и прав.

Согласно ст. 9 НК РФ  к участникам налоговых правоотношений относятся:

         налогоплательщики; 

         налоговые агенты; 

         налоговые органы;

         таможенные органы;.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по уплате налогов (Ст. 19 НК РФ).

Налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению в бюджет (ст.24 НК РФ).

Налоговые органы представлены федеральной налоговой службой и территориальными подразделениями.

Налоговые органы осуществляют контроль и надзор за исполнением налогового законодательства.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Помимо них субъектами является: государственные органы представительной власти, органы регистрации, банки, эксперты, переводчики, понятые и свидетели.

Органами представительной власти - являются органы законодательной власти РФ, ее субъектов, и административно-территориальных образований (принятие налогов в ведение Федерального собрания).

Банки обязаны исполнить платежные поручения своих клиентов налогоплательщиков о перечислении налогов и сборов (ст.86 НК РФ).

К органам регистрации относятся органы, которые осуществляет регистрацию организаций и предпринимателей (нотариусы, органы опеки, учреждения Соц. защиты и т.д.).

Экспертами признаются лица, обладающие специальными знаниями и  квалификацией для разъяснения вопросов, возникающих при проведении налогового контроля.

Специалисты - лица, не заинтересованные в деле, которые привлекаются при осуществлении налогового контроля.

Финансовые органы включают: Министерство финансов РФ, Министерство финансов республик, финансовые управления (службы, отдела, департамента) администраций, краев, областей, городов и д.

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.).

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

К органам государственных внебюджетных фондов относятся Социальный  фонд России и ФОМС, их отделения. Они контролируют своевременность и полноту уплаты страховых взносов.

Территориальный орган Федерального казначейства (иной орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации) обязан сообщить об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) лицевого счета организации в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронной форме (ст.85.1. НК РФ).

Судебные органы включают суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и предпринимателям рассматриваются арбитражными судами субъектов РФ (ст. 105 НК РФ).

Органы принудительного исполнения представлены  в налоговых правоотношениях  службами Министерства юстиции РФ и органов юстиции субъектов РФ. Производится исполнение судебными приставами.

 

3. Уполномоченные  и законные представители налогоплательщиков

Налогоплательщики, налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях не только лично, но и через законных или уполномоченных представителей.

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять её в силу закона или учредительных документов.

К ним относятся руководители или заместители руководителей организации.

По решению общего собрания полномочия исполнительного органа могут быть переданы управляющему. Действия этих представителей, признаются действиями организации.

Законными представителями налогоплательщика  физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. 

Согласно ст. 28 ГК РФ это могут быть родители, опекуны, усыновители, попечители.

Уполномоченным представителям налогоплательщика признается  физическое или юридическое лицо, которому налогоплательщик поручает представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.

Уполномоченный представитель осуществляет свои полномочия  на основании доверенности.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

 

4.  Основные права  и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов

Налогоплательщики в соответствии с действующим законодательством  имеют право: (ст. 21 НК РФ):

- получать по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, об изменениях в законодательстве, о полномочиях налоговых органов и т.д.;

- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном налоговым законодательством;

- получать письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;

 - на своевременный зачет и возврат излишне взысканной суммы налогов, штрафов и пени;

- получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;

- представлять свои интересы лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок;

- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов;

- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;

- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие законодательству;

- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов;

- требовать соблюдения налоговой тайны;

- требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов.

Права налогоплательщика обеспечиваются обязанностями (п.2 ст. 22 НК РФ).

Ст. 23 НК РФ определяет  основные из них:

- уплачивать законно установленные налоги;

-  вести в установленном порядке учет своих доходов и объектов налогообложения;

- встать на учет в налоговых органах;

- представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации,  а также бухгалтерскую отчетность;

- представлять налоговым органам в установленных случаях документы, уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборам, страховым взносам, уплаченных (перечисленных) в качестве единого налогового платежа, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

-  выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства, а также не препятствовать в случаях проверки;

- обеспечивать сохранность данных бух. учета и документов, необходимых для исчисления и подтверждающих полученные доходы и уплаченные налоги за 5 лет;

- обязаны письменно сообщать  о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

Сообщать обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территорииРоссийской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

- в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

- в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица (по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика в случае, если это лицо отнесено к категории крупнейших налогоплательщиков) в порядке и сроки, предусмотренные НК РФ:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов).

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

За невыполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей они несут ответственность в соответствии с законодательством.

Комментариев нет:

Отправить комментарий