(обновленный вариант лекции с учетом изменений в законодательстве по состоянию на 2025 г.)
1. Налоги как источники
формирования государственных доходов, функциональное назначение налогов
2. Общие условия установления налогов и сборов
3. Классификация налогов и
сборов
4. Отличие налогов от иных
обязательных платежей
1. Налоги
как источники формирования государственных доходов, функциональное назначение
налогов
В ст. 8 НК РФ налог определяется
как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с
организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных
средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и
муниципальных образований.
Основными признаками налогов являются
- обязательность
- индивидуальная безвозмездность
- денежный характер
(отчуждение денежных средств)
- публичное предназначение
- процедурный характер
взимания
- принудительность изъятия
- абстрактность (обеспечение
деятельности государства)
- законность установления.
Источником налогов выступает новая стоимость, т.е.
национальный доход, созданный в производстве трудом, капиталом и природными
ресурсами.
Налоги - это инструмент
аккумулирования части новой стоимости, которая становится абсолютной
собственностью государства. В бюджете РФ основным источником доходов являются
налоги.
Налоги представляют собой ту часть совокупности
финансовых отношений, которая
связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и внебюджетных
фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций.
Налоги являются объективной
необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития
общества.
Функции налогов:
Регулирующая функция -
государство осуществляет экономическое принуждение. Маневрируя налоговыми
ставками, штрафами, вводя и отменяя налоги, изменяя условия налогообложения
государство оказывает влияние на рост производства и его структуру. Это функция
имеет поощрительный и стимулирующий характер. Сюда относят налоговые льготы для
отдельных категорий физических лиц и организаций.
Фискальная функция -
означает, что посредством налогов осуществляется формирование финансовых
средств государства.
Распределительная (социальная
или антисоциальная подфункция
регулирующей функции)- посредством налогов в бюджете государства
концентрируются средства, направляемые на решение общественных проблем. В
результате доходы перераспределяются между различными слоями населения, богатыми
и малоимущими.
Контрольная функция -
проверяется действенность налоговых механизмов, состав и налоговая способность
плательщиков, уровень их исполнительности.
2. Общие
условия установления налогов и сборов
Ст. 17 НКРФ определяет, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены
налогоплательщики и элементы
налогообложения.
•
Элементы налогообложения
•
объект налогообложения
•
налоговая база
•
налоговый
период
•
налоговая ставка
•
порядок исчисления налога
•
порядок и сроки уплаты налога
•
в некоторых случаях налоговые льготы
Объект налогообложения –
•
реализация товаров (работ, услуг)
•
имущество, прибыль, доход, расход или иное
обстоятельство
•
имеющее стоимостную, количественную или
физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и
сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате
налога.
Каждый налог имеет
самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с НК РФ.
Товаром признается любое имущество, реализуемое либо
предназначенное для реализации.
В целях регулирования отношений,
связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное
имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством
Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения
потребностей организации и (или) физических лиц
Услугой для целей
налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют
материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления
этой деятельности.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную
характеристики объекта налогообложения.
Налоговая база и порядок ее
определения по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам
устанавливаются НК РФ.
Налоговая база и порядок ее
определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.
Налоговая база исчисляется
налогоплательщиками самостоятельно на основе данных бухгалтерского учета.
Способы определения налоговой базы:
•
Прямой (Налоговая база исчисляется
налогоплательщиками самостоятельно на основе данных бухгалтерского учета)
•
Косвенный способ (Если налоговая
база определяется на основе данных об аналогичных налогоплательщиков (в случае
отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений)
•
Условный способ используется на
основе вторичных признаков условной суммы дохода.
•
Паушальный способ предполагает
исполнение вторичных признаков условий суммы налога.
Налоговый период - календарный год или иной период времени,
применяемый к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая
база и исчисляется сумма налога.
Продолжительность налогового
периода устанавливается законодательно.
Налоговый период может состоять
из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных
НК РФ.
Налоговый период состоит из
года, полугодия, квартала и месяца. НК РФ определяет особенности их реализации.
Налоговая ставка - величина налога на единицу налогообложения.
Выделяют твердые, адвалорные и комбинированные ставки. Налоговые ставки по федеральным налогам и
размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.
Налоговые ставки по региональным
и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской
Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований в пределах, установленных НК РФ.
Порядок и сроки уплаты налога устанавливают в соответствии с
нормами НК РФ. Относительно налогов субъектов Федерации и местных налогов
приоритету и региональных законов и органов местного самоуправления.
В практике налоговой деятельности применяется три способа уплаты:
1) кадастровый;
2) у источника;
3) по декларации.
Уплата производится разовой
уплатой всей суммы налога в наличных и безналичных формах (ст. 58 НК РФ).
Метод налогообложения предполагает способ изменения ставки
налога в зависимости от увеличения или уменьшения налоговой базы.
Виды методов:
РАВНЫЙ МЕТОД предполагает установление равной суммы налога для каждого налогоплательщика;
ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОД
основывается на одинаковой ставке для каждого налогоплательщика;
ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
предусматривает повышение ставки с увеличением налоговой базы;
РЕГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ставка понижается, а база увеличивается.
Существует два
метода исчисления налога:
-
кумулятивный предусматривает исчисление налога с нарастающим итогом с начала года с учетом
ранее внесенных авансовых платежей (налог на доходы физических лиц и т.д.).
Задача этого метода — определять сумму дохода, полученную на конкретную дату
года, а также общую сумму льгот, право на которые имеет налогоплательщик к
этому сроку.
- некумулятивный означает,
что исчисление налога основывается на обложении базы по частям (НДС). При таком
методе налог исчисляется за каждый налоговый период, вне зависимости от суммы
налога, исчисленного в предыдущем налоговом периоде.
Льготами признаются определенные преимущества, представленные
отдельным категориям налогоплательщиков.
Налоговым кодексом РФ установлен
правовой режим представления налоговых льгот, согласно которому льготы могут
быть предоставлены в качестве возможности:
а) не уплачивать налог
совсем
б) уплачивать налог в меньшем
размере.
Применяют следующие виды налоговых
преференций:
- изъятие,
- скидки,
- инвестиционный налоговый кредит и т.д.
3. Классификация
налогов и сборов
Классификация налогов:
1. В
зависимости от плательщика
- налоги с организаций (НДС,
налог на прибыль) независимо от наличия статуса юридического лица (филиалы,
представительства);
- налоги с физических лиц;
- общие налоги.
2. В
зависимости от формы обложения
- прямые -
налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ. Прямые налоги
подразделяют на личные (от дохода) и реальные (от имущества).
- косвенные -
налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ. Они включаются в
виде надбавки к цене товара. При косвенном налогообложении формальным
плательщиком выступает продавец, реальным потребитель.
3. По территориальному
уровню:
- федеральные налоги и сборы;
- налоги субъектов Российской
Федерации;
- местные налоги и сборы.
4. В
зависимости от канала поступления:
- государственные
налоги и сборы - налоги, зачисляемые в государственные бюджеты;
- региональные налоги -
налоги, зачисляемые в региональные бюджеты;
- местные налоги и сборы - налоги, зачисляемые в муниципальные
бюджеты;
- пропорциональные налоги -
налоги, распределяемые между бюджетами разных уровней;
- внебюджетные налоги -
налоги, часть от которых поступает во внебюджетные фонды.
5. В
зависимости от характера использования:
- налоги
общего значения, т.е. на общие цели;
- целевые
налоги (целевые бюджетные фонды).
6. В
зависимости от периодичности взимания:
- разовые
налоги (налог на сверх прибыль);
- регулярные
налоги.
7. По
принадлежности к бюджету определенного
уровня:
- закрепленные
налоги, т.е. систематически и полностью поступают в бюджет определенного
уровня;
- регулирующие налоги -
распределяются между бюджетами разных уровней.
8. В зависимости от
субъекта, осуществляющего исчисление налога:
- окладные
налоги (налоговые органы);
- неокладные
налоги (налогоплательщика).
9. Квазиналоги - без
одного элемента налога (безвозмездность).
4. Отличие
налогов от иных обязательных платежей
Юридическое содержание налогов и
сборов различается в первую очередь по признаку возмездности. В отличие от
налогов, сборы взимаются за оказание частному субъекту определенных услуг.
Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и
физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в
интересах плательщиков сборов государственными органами юридически значимых
действий, включая предоставление определенных прав.
Государственная пошлина - обязательный и действующий на всей
территории РФ платеж, взимаемый за
совершение юридически значимых действий, либо выдачу документов уполномоченными
на то органами или должностными лицами.
Под страховыми взносами понимаются
обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное
социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций
и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных
лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного
социального страхования.
Уплата сбора или пошлины всегда
сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от
государства. Сбор взимается за обладание специальным правом (сбор за право
торговли). Пошлина взимается в качестве материальной компенсации государству за
пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых
действий в пользу частного субъекта (принятие дела к судебному рассмотрению).
К общим признакам налога и
сбора относятся:
- обязательность
уплаты в соответствии бюджета;
- адресное поступление в
фонды;
- изъятие на основе
законодательно закрепленной формы;
- возможность
принудительного способа изъятия;
- контроль единой системы
налоговых органов.
Налог и сбор разграничиваются:
|
№ |
Основание |
Налог |
Сбор |
|
1 |
Цель поступления в бюджет |
Не имеет определенного целевого назначения |
Предназначен для обеспечения деятельности
государственных органов, предоставляющих определенные права или услуги
предпринимателям |
|
2 |
Законодательное установление |
Налог считается введенным, если в законном акте
определены его плательщики, установлена база, ставка и другие обязательные
элементы. Вводя налог, законодательство стремится учитывать
реальные возможности плательщиков и может установить дифференцированный
подход |
Элементы сбора определяются в индивидуальном
порядке, в зависимости от его характера. Для суммы сбора не имеют значения индивидуальные
особенности предпринимателя и его деятельности: это твердая цена за услугу |
|
3 |
Признак возмездности |
Налог носит безвозмездный обязательный характер |
Сборы взимаются за оказание частному субъекту определенных услуг. |
|
4 |
Регулярность уплаты |
Налог платится с той или иной установленной законом регулярностью,
периодичностью и систематичностью |
Имеет разовый характер, платится в конкретно необходимых ситуациях,
когда в этом заинтересован сам плательщик |
|
5 |
Время уплаты |
Привязан к определенному периоду – налоговому и
отчетному, являющемуся необходимым элементом налога; крайние сроки уплаты
строго регламентированы |
Не имеет отношения к определенному времени,
обусловлен потребностью предпринимателя получить услугу или вступить в
правовые отношения с представителем государства |
|
6 |
Расчет суммы |
Зависит от произведения налоговой базы на
установленную ставку, могут применяться специальные режимы – льготы |
Сумма зафиксирована и является равной для всех |
|
7 |
Последствия уплаты и неуплаты |
Уплата налога гарантирует только отсутствие
неприятных последствий, в остальном это действие безвозмездное. Принудительное взыскание недостающей суммы, пеня за
просрочку платежа, штраф за несвоевременную уплату или проблемы с декларацией |
Уплата сбора предусматривает индивидуальную
возмездность: перечислив сбор, плательщик получает определенное право. Государственный орган просто не совершит требующееся
плательщику действие, за которое не была перечислена оплата |
Комментариев нет:
Отправить комментарий