вторник, 28 октября 2025 г.

ЛЕКЦИЯ 5. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ И ЗОНЫ ЛЬГОТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 (обновленный вариант лекции с учетом изменений в законодательстве по состоянию на 2025 г.)

 

1.  Основания предоставления налоговых льгот, их виды

2.  Изменение срока уплаты налогов и сборов

3. Основания  предоставления  инвестиционного  налогового кредита

4. Общая характеристика офшорных юрисдикций

 


 

1.  Основания предоставления налоговых льгот, их виды

Стимулирующая (перераспределительная) функция  налогов проявляется через налоговые льготы, которые позволяют создать благоприятный режим для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Налоговая льгота является дополнительным правом и налогоплательщик самостоятельно решает, следует ли ему воспользоваться налоговой льготой или нет.

Он может отказаться от неё либо приостановить её использование на один или несколько налоговых периодов.

В случае принятия положительного решения, налогоплательщик должен еще обосновать своё право на налоговую льготу, т.е. доказать наличие у него соответствующих оснований её применения.

Нормы налогового законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК РФ).

Налоговое законодательство не содержит конкретного перечня и классификации налоговых льгот. Однако обычно  выделяют следующие виды налоговых льгот:

1) изъятие;

2) скидка;

3) понижение ставки налога;

4) изменение срока уплаты налога;

5) реструктуризация задолженности по налогам и сборам, пени и штрафам;

6) освобождение от уплаты налога.

Изъятие - это налоговая льгота, дающая право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы отдельные объекты налогообложения или их части (премии, гранты, пособия, алименты, имущество целевого финансирования и т.д.).

Скидка - представляет налогоплательщику право уменьшения налогооблагаемой базы на сумму определенных вычетов (НДФЛ).

Понижение ставки налога означает возможность уплачивать налог по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке.

Изменение срока уплаты налога позволяет уплачивать налоги в более поздние сроки.

Реструктуризация задолженности по налогам предоставляет возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пени, штрафов.

Освобождение от уплаты налога предусматривает полный или частичный отказ налогооблагающего субъекта от налоговых притязаний в отношении отдельных категорий налогоплательщиков в течении определенного срока (налоговые каникулы) или бессрочно (налоговый иммунитет).

По основаниям налоговые льготы подразделяются на предоставляемые:

- в силу законодательства о налогах и сборах;

- по решению уполномоченного органа;

В силу законодательства достаточно иметь основания,  предусмотренные законодательством;

По решению уполномоченного органа требуется еще соответствующее решение уполномоченного органа.

Скидка бывает двух видов лимитированная (ограниченная определенной величиной снижения суммы уплаты) и нелимитированная (не ограниченная в скидке).

 

2.  Изменение срока уплаты налогов и сборов

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос уполномоченным органом установленного срока уплаты налога на более поздний срок.

Формами изменения срока уплаты налога являются: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит.

Обстоятельствами исключающими  изменения срока уплаты налогов  признаются:

1) возбуждение в отношении налогоплательщика уголовного дела по признакам налогового преступления;

2) проведение в отношении налогоплательщика производства по делу о налоговом правонарушении, содержащего признаки административного правонарушения. 

3) заинтересованное лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

4) в течение трех лет, предшествующих дню подачи заинтересованным лицом заявления о предоставлении в соответствии с НК РФ отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита, органом, указанным в статье 63 НК РФ, было вынесено решение о досрочном прекращении действия ранее предоставленной отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего решения либо установлен факт неуплаты соответствующей суммы по истечении срока действия отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита;

5) заинтересованное лицо - организация находится в процессе ликвидации;

6) в отношении заинтересованного лица возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Эти же обстоятельства являются основаниями для отмены ранее предоставленного изменения срока уплаты налогов.

Отсрочка или рассрочка предоставляется при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок, для отсрочек не превышающий одного года либо для рассрочек не превышающий трех лет, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности и (или) налогов, сборов, страховых взносов (ст. 64 НК РФ).

К числу оснований для изменений срока уплаты налога относятся:

1)угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

2) неспособность налогоплательщика осуществить единовременную уплату налога из-за сложного имущественного положения;

3)  причинение налогоплательщику  ущерба в результате стихийного бедствия;

4)  задержка налогоплательщику  финансирования из бюджета;

5)  сезонный характер производства  и реализации товаров, работ (заготовка и т.д.);

6)  в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

7) невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ по результатам налоговой проверки, определяемая в порядке, предусмотренном НК РФ.

По общему правилу, на сумму задолженности начисляются проценты, действовавшие ставки рефинансирования за период отсрочки или рассрочки.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимается уполномоченным органом в течении 10 дней со дня получения заявления. Решение должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка, срок и порядок уплаты.

Решение об отказе должно быть мотивированным и предоставлено уполномоченным органом в трехдневный срок налогоплательщику и в налоговый орган по месту учета.

 

3. Основания  предоставления  инвестиционного  налогового кредита

Налоговый инвестиционный кредит оформляется договором между налогоплательщиком и уполномоченным органом, который должен быть заключен в течении 7 дней после принятия решения.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течении срока от 1 до 5 лет и в определенных пределах уменьшать свои платежи с поэтапной уплатой суммы кредита.

В некоторых случаях инвестиционный кредит может быть предоставлен на срок от 1 года до 10 лет.

Такой кредит может быть предоставлен лишь по налогу на прибыль организации, и также по региональным  и местным налогам  (ст. 67 НК РФ).

Инвестиционный налоговый кредит  может быть предоставлен при наличии следующих оснований:

1.     проведение НИОКР, в том числе на собственное производство, направленное на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды;

2.     осуществление внедренческой или инновационной деятельности, создание новых видов сырья;

3.     выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона;

4.     выполнением организацией оборонного заказа;

5.     инвестиции в создание объектов с наивысшим классом энергетической эффективности, в т.ч. многоквартирных домов.

4. Общая характеристика офшорных юрисдикций

Государство или муниципальное образование прибегают к установлению режима льготного налогообложения по всей территории или ее части.

Часто это сопровождается установлением запретов на раскрытие и предоставление информации о проводимых финансовых операциях.

Такие территории именуются зонами льготного налогообложения, налоговыми юрисдикциями или оффшорами.

В мире насчитывается большое количество подобных зон (Гонконг, Кипр, Лихтенштейн).

Офшоры и свободные экономические зоны создаются с целью поднять производительность региона или страны, найти инвесторов для бизнеса, поспособствовать развитию предпринимательства. Все льготы, в конце концов, опосредованно приносят прибыль казне государства, даже если не напрямую, через налоги.

Выделяются шесть основных типов налоговых юрисдикций, в зависимости от следующих признаков:

- доходы не облагаются налогами вообще;

- от налогообложения освобождаются определенные виды деятельности и предприятий;

- налогообложение осуществляется на основе пониженных ставок налогов;

- льготное налогообложение распространяется только на компании определенной организационно-правовой формы (холдинги);

- льготное налогообложение предусмотрено только для организаций-нерезидентов;

- не облагаются налогами доходы, полученные резидентами за пределами данного государства или территории.

Применительно к России все юридические лица-нерезиденты, зарегистрированные в государстве или на ее территории, имеющие статус офшора, в пределах которого действуют налоговые льготы, уполномоченные на осуществление операций только с нерезидентами страны, признаются офшорными компаниями.

До 31 декабря 2025 года включительно установлен новый перечень офшорных зон, подлежащий применению при оценке соответствия установленным требованиям лиц, имеющих право распоряжаться акциями (долями), составляющими уставный капитал кредитных организаций и НФО

В РФ существует черный список офшорных стран. Это, как правило, недружественные страны по отношению к России.

Если налоговый резидент РФ имеет счета или компании на этих территориях, ФНС применяет к ним дополнительные налоговые обязательства.

Нарушивших законодательство в рамках деятельности офшоров привлекают к ответственности по общим статьям: это статья 199 (уклонение от налогов), статьи 193 и 193.1 (валютные операции) Уголовного кодекса РФ.

Основное отличие нового Перечня – увеличение количества государств и территорий, признаваемых офшорными зонами, более чем в два раза (с 42 до 91), главным образом за счет включения в него «недружественных» юрисдикций (Великобритании, стран - членов ЕС, Канады, США, Украины, Южной Кореи, Японии и др.).

Иностранные организации – налоговые резиденты попавших в Перечень государств утратили право на применение 10% ставки налога на прибыль в отношении дивидендов (прибыли), выплачиваемых (распределяемых) после 1 июля 2023 года международными холдинговыми компаниями, не являющимися публичными компаниями, а также процентов и роялти, выплачиваемых международными холдинговыми компаниями после вступления Приказа в силу (пп. 1.3 п. 3, пп. 4 п. 4 и п. 4.3 ст. 284 НК РФ).    

Комментариев нет:

Отправить комментарий